Чегис Игорь Леонидович : другие произведения.

В трясине Российского Общественного Договора

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Этот текст был написан в начале 2008 года и представлен на конкурс по проекту "Держава-2008", организованному нашей Общественной Палатой. У него не было шансов пройти даже во второй тур конкурса. Но для независимого читателя, размышляющего над проблемой обустройства России, он, как надеется автор, может представлять некоторый интерес.


  
  
   Россия подобна кораблю, севшему на мель.
   Лишь волна народной жизни в состоянии поднять его
   и пустить в ход.
   Ф.И. Тютчев.
  

КТО ВИНОВАТ.

  
   Принципы устроения и институты российского государства, то есть российская государственность, тоталитарны в своей основе. По описанным историками причинам ее тоталитарный дух зародился еще в Древней Руси. В качестве основного политического инструмента он утвердился в процессе формирования гигантской по территории, многонациональной и многоконфессиональной Российской Империи. Тоталитарная модель управления - самая простая и самая реализуемая - всегда была единственной надежной моделью для страны, страдающей прогрессирующим гигантизмом и мессианством. Поэтому в Советском Союзе тоталитарный режим сделался жизненно необходимым - как единственное средство формирования унифицированной человеческой общности и управления ею, доступное таким личностям как Сталин и большинство из его окружения.
  
   Распад Советского Союза лишь в малой степени затронул дух российской государственности, ее основными императивами по-прежнему остаются:
   1) Содержание гражданина в полной зависимости от государства.
   2) Использование для этого всех форм насилия (экономического, правового, физического, идеологического, информационного).
   3) Пренебрежение мерами сохранения и поддержки природной нравственности человека.
  
   Как и у всех наций с длительной историей суверенности, у России за столетия ее истории сложился свой собственный общественный договор. Поскольку основной парадигмой бытования российской государственности является парадигма тоталитаризма, то и российский общественный договор наделен соответствующими признаками. Наш общественный договор (в отличие от его аналогов в странах Западной Европы, прошедших своеобразную правоведческую, духовную и моральную экспертизу в трудах великих законодателей, богословов, философов, в практической деятельности парламентов и гражданского общества) - это непрерывное живое творчество масс, и, прежде всего - масс власть имущих. Собственно правовая субстанция в нем присутствует, главным образом, в форме негласного признания договорившихся сторон примата государства над личностью. В силу этого, основное содержание российского общественного договора можно свести всего к нескольким статьям.
   Статья 1. Государству принадлежит неограниченное и неконтролируемое право решать общенациональные задачи и удовлетворять потребности своих высших классов за счет присвоения труда, имущества и жизней граждан.
   Статья 2. Государство не берет на себя определенных обязательств по обеспечению благоустроенного материального и морального бытия граждан.
   Статья 3. Государство предоставляет гражданам необходимый минимум возможностей для удовлетворения их потребностей произвольным образом.
   Эта последняя статья декларирует равноправность сторон и придает тоталитарной сущности нашего государства несколько либеральный оттенок.
   Однако, по существу, этот договор был навязан одним его субъектом - властью - другому субъекту - народу, который и по сей день остается стороной бесправной, несмотря на то, что власть ныне почти на всех уровнях формируется через процедуры свободных и альтернативных выборов. Природа этого парадокса проста: в отличие от рамочных (по сути) общественных договоров западных стран, наш является договором прямого действия, и фундаментальные жизненные процессы страны протекают больше по его уложениям, чем по формальному (писаному) законодательству. Посредником между властью и народом является, в большинстве жизненных ситуаций, негласный сговор в виде вышеприведенных трех статей, трактовка которых определяется той или иной политической или экономической нуждой договорившихся сторон.
  
   В повседневной жизни взаимодействие в социальной системе "власть-народ", основанное на пренебрежении обеими сторонами договора официальным законодательством, осуществляется по простой схеме: "законообусловленное ограбление - посильное воровство".
   Эти термины отражают здесь довольно сложную и насыщенную разнообразными смыслами действительность.
   Так "ограбление" ? это богатейшая палитра государственных мер: от простых манипуляций с налогами, тарифами и штрафами, принудительными займами, ценами, кредитными ставками, ценными бумагами... до процедур национализации-приватизации, введения законов, препятствующих свободному труду и расселению, финансирования по остаточному принципу, цензуры, противоречивых подзаконных актов, телефонного права, упрощенного судопроизводства и так вплоть до расстрелов на месте.
   В свою очередь, "воровство" ? это далеко не всегда акт скрытного присвоения чужой собственности, то есть простой кражи. Это, чаще, недобросовестное исполнение работником своих обязанностей с целью увеличения личного дохода, взятковымогательство-взяткодательство, нелегальное производство товаров, их транспортировка и сбыт, подпольные услуги, уклонение от налогообложения или иных государственных обязанностей, браконьерство и многое, многое другое. Не случайно в русском языке одним из семантических синонимов слова "преступник" является слово "вор".
  
   Таким образом, российский общественный договор - это негласное соглашение о сосуществовании власти и народа на основе взаимного ограбления.
  
   И новейшая российская государственность (во всяком случае - ее экономическая компонента) сформировалась в соответствии со статьями нашего общественного договора Мы не будем здесь отдельно говорить о воровстве макроэкономическом - о механизмах приватизации, лоббистском законодательстве, коррупции в верхних эшелонах власти, корпоративном уходе от налогов, оффшорных стратегиях, банковских махинациях и т.д. На наш взгляд, это - лишь густая пена на поверхности мощного общенародного потока, складывающегося из вороватости каждого гражданина, потока, существенно облегчившего нашей власти решение общегосударственных задач в начале постсоветского периода.
   Российское государство побуждает простой народ к воровству своей патологической бесхозяйственностью и несоблюдением принципа неотвратимости наказания за правонарушение (очень часто вора не ищут и не ловят потому только, что он всем виден и не скрывается). Оно осуществляет экономическое принуждение гражданина к воровству - нищенской оплатой труда, порождающим коррупцию законодательством, дефицитностью экономики, непомерными ценами, тарифами и налогами, неправедностью зависящего от власти суда. Оно пренебрегает акцентированной и систематической поддержкой нравственного состояния человека, так что нравственный гражданин плохо совместим с российской реальностью. Оно не создает основного необходимого условия для такого состояния - не обеспечивает возможностей заработать честным трудом на достойную, благоустроенную жизнь. Трудно вспомнить, какие государственные нововведения и реформации не приводили бы простого труженика к новым трудностям, потерям в имуществе, доходах, хозяйственном укладе. Нередки случаи, когда размер вознаграждения за труд устанавливается с учетом возможностей (и твердой уверенности в умении) трудящегося человека восполнить малость заработка дополнительным неучитываемым трудом или прямым воровством и поборами.
   И, наконец, наше государство всемерно формирует верноподданническое, плебейское отношение к себе и тем еще больше развращает народ: а) власть позволяет обманывать себя воровством - значит, это хорошая власть, ее нужно любить; б) дозволяя и стимулируя воровство в каких-то пределах, власть потворствует образу жизни, альтернативному трудовому; для многих этот образ жизни становится привлекательным и единственным. У нас и сейчас около 1% от всего населения пребывает в местах заключения и, главным образом, по обвинению в воровстве, нередко - копеечном.
  
   В советское время государство обкрадывало трудящихся, оплачивая мизерную часть его труда и бесконтрольно расходуя создаваемые за счет этого общественные фонды. Бесплатные образование и здравоохранение и тогда уже стоили очень недешево. Многое из того арсенала принято на вооружение и теперешней властью: пенсионное дело, медицинское обслуживание, образование (и школьное, и, особенно, высшее), квартирный вопрос, цены на транспорт, на многие услуги - все это по-прежнему провоцирует гражданина на традиционные ответные меры.
   В результате, каждый человек - рабочий, крестьянин, учитель, спортсмен, пенсионер, врач... может быть уличен в том, что ворует или вовлечен в воровство - иногда невольное и неосознаваемое, совершаемое через те или иные обыденные механизма, естественное как вдох-выдох.
   Проехал "зайцем" в транспорте - украл из городского бюджета; имеешь "левый" приработок без уплаты налогов, торгуешь в обход кассового аппарата - украл из федерального бюджета, из Пенсионного фонда; расплачиваешься наличными там, где полагается через банк - способствуешь незаконному финансовому обороту в ущерб бюджету; подписал какой-то с кем-то договор - жди надувательства, выточил деталь "налево" в рабочее время, на заводском станке, из заводского материала, получил за работу наличными - сплошное воровство. Смотришь видео, слушаешь аудио, работаешь за своим компьютером на пиратском программном обеспечении, читаешь переводной бульварный романчик - участвуешь в краже авторских прав.
   Бытовое воровство, всегда широко распространенное в России, приобрело в советское время характер эпидемии в виде несушества: каждый нес к себе домой все, что видел вблизи своего рабочего места. Нес по конкретной надобности, для продажи, для обмена, про запас, и, наконец, чисто рефлексивно. Именно в это время средний россиянин перестал воспринимать мелкое воровство как преступление и грех, и это окончательно укоренилось в психологии и сознании как норма повседневного бытия практически каждого россиянина.
   Так и получилось, что в православной России и народ, и власть (состоящая из того же народного материала) фактически вычеркнули (как нечто ложное) из известного библейского списка вторую по порядку, самую житейскую заповедь. Это свидетельствует о некоем трагическом душевном изломе целой нации, о перерождении клеток сознания и духа составляющих ее индивидов.
  

ЧТО ДЕЛАТЬ?

   Строго говоря, нужно ли что-то специальное делать - это вопрос дискуссионный. В самом деле, российское государство (в разных обличиях) успешно решало свои внутри- и внешнеполитические задачи на протяжении почти 12 веков средствами своей специфической государственности. Многим это дает основания полагать, что только тем оно и спасается, и что демократия, стоящая сейчас у наших ворот - это чуть ли не троянская кобылица, от которой нам - погибель.
   Однако уже прозвучал сигнал, какого еще не было в российской истории - отпадение от великой империи огромных территорий, не только приобретенных сравнительно недавно, но и органически (этнически) казалось бы, неотделимых от нее. Основной причиной этого видится неспособность архаично-тоталитарной российской государственности обеспечивать темпы современного прогресса и его человекоориентированное содержание. Но еще больше опасностей таится в назревающем глобальном кризисе - нехватке жизненного пространства и ресурсов (энергетических, пищевых, пресной воды, чистого воздуха, плодородных почв, древесины) для стремительно увеличивающегося населения Земли. И первой крупной жертвой насильственного геополитического перекраивания мира должна стать именно Россия с ее избытком таких ресурсов и государственностью, неспособной распорядиться ими даже во благо собственному народу.
  
   И все же автор исходит из того, что у России имеются еще шансы укрепиться в мировой геополитике настолько, чтобы стать не жертвой голодающих хищников, но их укротителем, предоставляющим на взаимно выгодных условиях необходимые для их выживания ресурсы. Надежда на излечение (возвращение к природообусловленному состоянию клеток общественного организма) питается тем, что в России все же идет (противоречиво, натужно и медленно) процесс формирования гражданского общества - отчасти по инициативе президента Путина, отчасти, возможно, от деятельности каких-то властных структур (информации об этом имеется мало), отчасти снизу, от самой общественности.
   Однако осуществляемая ныне схема народного участия в оздоровлении государства - через органы, формируемые и финансируемые самой властью - выглядит ложной и неэффективной; возможно даже, что это - игра властей на опережение с целью поставить этот процесс под контроль государства. В самом деле, Общественная Палата, по существу, является органом при Президенте; общественные советы, согласно тексту недавнего президентского Указа, это органы при министрах; появились уже и советы при других больших начальниках - мэрах, префектах. Таким образом, в случае, если выбран будет президент-ретроград (что весьма вероятно при нашей политической системе), а министр (губернатор, мэр, префект) окажется просто вороватым субъектом (что еще вероятнее), то эти общественные организации либо станут тормозом для процесса становления гражданского общества, либо самоликвидируются, если в них преобладают честные люди.
   Здесь предлагается иное, соборно-демократическое, направление для реформации (преображения, перерождения, но не возрождения, от которого упаси Бог) нашей страны, по духу близкое тому кратковременному, но плодотворному народному движению, которое четыре века назад вывело Россию из Великой Смуты и способствовало становлению ее как великой нации и державы.. В соответствии с этим, процесс формирования цивилизованного, истинно демократического взаимодействия между властью и обществом видится как сонаправленное (хотя бы частично, но достаточно длительно) движение мысли, воли и действования обоих субъектов нашего общественного договора.
  
   Прежде всего, правительство организует общенациональную дискуссию, целью и задачей которой является выяснение отношения всех слоев населения к духу и функционированию российской системы власть-народ. Не исключено, что дискуссия не станет общенародной или выявит ориентацию народа на сохранение статус-кво. Однако имеется достаточно оснований полагать, что итоговая оценка этой системы потребует создания действенных механизмов ее реформирования.
   Следующим шагом Государственная Дума принимает "Закон о добровольном и организованном участии народных представителей в надзоре за органами власти всех уровней". В преамбуле "Закона" признается порочность и бесперспективность для процветания России традиционных отношений в нашей системе власть-народ и указывается фундаментальная цель "Закона" - оздоровление духа российской государственности на основе фундаментальных принципов человеческой морали.
   Ядром этого "Закона" должно быть предоставление права населению любых территориальных единиц (от сельских, поселковых, муниципальных до региональных) создавать Комитеты Общественного Надзора (под патронажем местной законодательной власти, причем патронаж прекращается после юридической регистрации комитета). "Закон" должен быть разрешающим (а не предписывающим) для того, чтобы избежать бюрократизации Комитетов, чтобы их деятельность основывалась не на принуждении законодателя, а на мысли, чувстве и воле жителя данной территории, направленных на ее благополучие. Совершенно необходимо, чтобы такого рода структуры были не при личностях или ведомствах, а при Конституции Российской Федерации. Кроме того, в основе формирования такого рода структур должен лежать территориальный принцип, но не ведомственно-административный: людям нужно предоставить возможность заботиться о своей местности как о своей собственности.
   В состав Комитетов должны обязательно входить опытные представители местного духовенства (любой конфессии), средств массовой информации, правоохранительных органов и органов народного образования. Особую роль могут здесь играть пенсионеры, жизненный, профессиональный и нравственный опыт которых - это огромный капитал нации, государством ныне не используемый. Величие, благородство и сложность задачи, несомненно, привлекут в Комитеты (особенно после первых успехов, которые должны освещаться в СМИ) и молодежь из всех слоев населения, студенчество.
  
   Из множества возможных положений этого "Закона" перечислим здесь только самые важные, основополагающие.
   В соответствии с этим "Законом" Общественная Палата при Президенте преобразуется в Общественный Совет при Федеральном Собрании, функцией его должна быть исключительно организационно-координирующая для местных Комитетов Общественного Надзора. Аналогичные Советы и с теми же функциями учреждаются при всех региональных законодательных собраниях.
   Финансирование работы этих Советов производится только из местных (региональных) бюджетов и только на нужды обслуживающего персонала при его минимальном составе (секретари, уборщики помещений, специалисты по средствам офисной техники, бухгалтер-кассир). Каждому региональному Совету и каждому местному Комитету предоставляется офисное помещение (с оплаченными эксплутационными расходами), достаточное для проведения текущей работы; помещения для проведения общих заседаний Советы и Комитеты изыскивают самостоятельно.
   Для максимальной независимости деятельности Комитетов от органов власти или от криминальных структур она должна быть изолированной от внешних денежных потоков (государственных, спонсорских, меценатских и т.д.) Никакое внешнее финансирование местных Комитетов не допускается, их члены работают на безвозмездной основе. Допускается лишь создание фонда поддержки мероприятий Комитета - из индивидуальных (строго документируемых и оглашаемых в местных СМИ) взносов отдельных местных же граждан, гражданское лицо которых известно и безупречно.
   "Закон" обязывает органы власти всех уровней публиковать в местных СМИ (а также на специальных сайтах в Интернете) планы своей текущей (а также и долгосрочной) деятельности вместе со сметами планируемых на эту деятельность затрат. Там же ими регулярно публикуются сведения о ходе реализации этих планов с подробными финансовыми отчетами.
   "Закон" обязывает СМИ всех родов и видов (вплоть до развлекательных радиостанций и глянцевых журналов) предоставлять 5% своих информационных ресурсов для публикации материалов Комитетов и публиковать их бесплатно и регулярно.
   Комитеты наделяются правом законодательной инициативы на соответствующем их локализации уровне с правом участия в работе законодательных органов.
   Комитеты имеют право инициировать, по результатам своего надзорной деятельности, протестные акции населения (пикеты, митинги, демонстрации, забастовки), запретить которые могут только судебные инстанции не ниже городских.
   Комитет может быть распущен (в данном его составе) только решением судебной инстанции не ниже региональной по представлению соответствующего регионального Совета.
  
  
   Основные сферы деятельности (компетенция) Комитетов.
  
   В каждом районе города, в каждом населенном пункте есть множество проблем, видимых каждому живущему там человеку.
   Улицы и тротуары в запущенном состоянии: асфальт разбит, высадка зеленых насаждений и цветов не проводится, жилые здания и учреждения стоят грязные и облупленные, по ночам на улицах темно.
   Нет благоустроенных детских площадок, простейших спортивных сооружений, скамеек около подъездов.
   Плохо работает муниципальный транспорт, жилищные конторы, коммунальное обслуживание, местные правоохранительные органы не справляются с уличным хулиганством, квартирными кражами.
   Плохо оборудованы стоянки для автомобилей, пляжные участки около водоемов, городские скверы, парки и стадионы не соответствуют санитарным и экологическим стандартам.
   Плохо работает водопровод, антенное хозяйство, теле-, радио-, тепло- и электросеть.
   В округе функционируют воровские или наркоманские притоны, националистические группировки, публичные дома, подвали и чердаки с беспризорниками и бомжами.
   Этот список зависит от конкретного района, где-то могут преобладать экологические проблемы, где-то образовательные, землепользовательские, криминальные и т.д.
   Все эти проблемы должны быть сведены в реестр Комитета по информации, поступающей от населения. Реестр муниципальный (если он существует) должен сопоставляться с общественным. В местных СМИ и Интернете должны быть опубликованы оба реестра и сведения о том, какие бюджетные средства выделены местными властями на решение этих проблем, так чтобы бюджет территории был абсолютно прозрачным и доступным во всех его деталях каждому желающему с ним ознакомиться.
   Основной задачей Комитета является анализ местных социальных проблем, выяснение степени их актуальности, оценка очередности решения и бюджетоемкости. Комитет отслеживает фактическое исполнение местного бюджета и, проводя текущую экспертную оценку динамики его исполнения, регулярно оповещает население территории о результатах этой оценки через местные СМИ. Этим может быть решена одна из самых болезненных и актуальных проблем социальной жизни страны - минимизация воровства и коррупции местного чиновничества.
   Второй основной задачей Комитетов является сбор и анализ информации, поступающей от населения, о конкретных процессах, событиях и фактах жизни данной территории. Это относится к работе системы здравоохранения, учебных заведений, предприятий торговли, военкоматов, строительных организаций, культурно-развлекательных объектов и т.д. Комитеты рассматривают все обращения и жалобы населения (кроме анонимных), изучает факты вымогательства, мздоимства, поборов, бюрократической волокиты, недобросовестного или непрофессионального обслуживания (особенно - приносящие прямые убытки или ущерб здоровью и благосостоянию людей). Материалы, требующие вмешательства правоохранительных органов, Комитеты направляют в соответствующие инстанции, обязанностью которых является дать по ним содержательные заключения (вплоть до возбуждения уголовных дел) в строго определенные сроки. По событиям и фактам не столь угрожающего характера и масштаба Комитеты направляют запросы и предупреждения администрации учреждений, наносящих населению материальный или моральный ущерб. Вся деятельность Комитетов, равно как и обязательные официальные отклики на нее руководства социально неблагополучных учреждений, ежедневно освещается во всех местных СМИ - в прессе, по радио, на телевидении, в Интернете с тем, чтобы каждый человек мог иметь точное представление как о жизни его района в целом, так и о любой частной проблеме района.
   В информационных сообщениях Комитетов приводятся сведения о способах контакта с ними и обращение к жителям территории присылать свои суждения о работе органов власти и всех учреждений и организаций данной местности, достоверные данные о расхождении официальных данных с реальными, обо всех событиях и фактах, важных для жителей данной территории.
   Кажется несомненным, что процессы решения таких проблем, динамика попыток их решения - это огромный социальный опыт для населения, школа его участия в оздоровлении его повседневной жизни, школа самообучения достойной жизни. В работе со всеми этими проблемами можно накопить полезнейшие базы данных (для прессы, для законодателей, для правдивой статистики), приучить людей пытаться праведно (законно, а не через кровавый криминал, воровство, взятки) получать достойное решение той или иной социальной или личной проблемы.
  
   В заключение хочется еще раз очертить суть и смысл вышесказанного.
   Здесь предлагается альтернатива традиционному характеру внутренней политики российского государства, некий процесс реформирования его по схеме: а) общедержавной, б) мультицентрической с центрами в административных районах, в) личностной по механизму работы. То есть повседневная народная жизнь должна строиться, регулироваться и контролироваться за счет суммарной социальной энергии населения естественно-исторически сложившихся территориальных общин. В условиях, когда людям очевидны и понятны и каждая социальная задача, и механизмы ее решения, многие задачи могут быть решены оперативно и эффективно. Ведь несомненно, что в любой такой общине имеется достаточно людей опытных, добросовестных, энергичных и заинтересованных в жизни, достойной великой страны. Необходимо лишь пробудить их, организовать и направить в русло строгой законности, что и должна взять на себя государственная власть, как более активная сторона нашего общественного договора.
   Конечно, предлагаемый здесь механизм - это лишь некая схема, и чтобы придать ей юридически обоснованные и практически реализуемые свойства необходима работа специалистов в области государственного строительства. Но принципиальным здесь является то, что Комитеты полностью независимы от каких-либо властных структур, их деятельность регулируется только законами Российской Федерации, осуществляется в живой связи с населением территорий и ежедневно освещается во всех местных СМИ. Только при условиях, когда каждый человек имеет право и реальную возможность способствовать оздоровлению окружающей его социальной среды и ежедневно наблюдать результаты своего участия в этом деле, может начаться процесс возвращения к нравственному состоянию клеток сознания и духа всего народного организма.
  
   Следует, однако, иметь в виду, что любой механизм утверждения и осуществления полномасштабной гласности (да еще с опорой на народное понимание правды и справедливости) неизбежно вызовет ожесточенное сопротивление чиновничества, криминальных и полумафиозных структур, ряда СМИ, части органов правоохранительных и так вплоть до партий, парламентских фракций и правительственных учреждений. Но даже если бы мы пришли к некоего рода гражданской войне - социально (нравственно) здоровые силы против адептов тысячелетней традиции взаимного ограбления - это была бы война священная и очистительная.
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"