Чернышева Ната : другие произведения.

В К 7: мнение по финалу

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:



ВК-7: мнение о финале



Поздравляю финалисток! Вы прошли сито самосудного отбора, а это уже неплохо.
*задумчиво рассматривает набор йуного дантиста*:
Сразу расставляем акценты: авторы направо, тексты налево. Что это значит?
Авторов я нежно люблю и глубоко уважаю.
Но тексты прав личности не имеют.
Всё нижесказанное относится к текстам, только к текстам и ни к чему, кроме текста.
Всё нижесказанное есть моё личное мнение по тексту, только личное мнение по тексту и ничего, кроме личного мнения по тексту.
Без обид, друзья-соперники-коллеги


Порассуждать же хочу вот о чём. Этакое занудное бла-бла за жизнь (положение обязывает!)
Давно замечено и не мной замечено, что о Смерти, Боли и Страдании в прозе, и особенно в женской прозе, писать легче и проще. Многие начинающие и не только (сама грешу тем же самым!) берут именно их себе в Сюжет, потому что кажется: вот стоит намотать побольше кишок слёз на локоть, и на мониторе отобразилась Она, История. С большой буквы.
Писать тексты без Боли, Слёз и Смерти сложнее. А ведь позитив и добрый юмор именно то, чего так не хватает нам всем!
Попробуем определить, сколько и каких рассказов финала ВК-7 обращаются к Боли и
Страданию, а сколько решены в стиле Жизнь Прекрасна
На оценки это маленькое исследование не повлияет.

Второй аспект чисто ремесленнический.
Основа любого художественного текста задана двумя параметрами. Грубо говоря, рассказ это - Идея + Форма и Первый Абзац

Идея задана темой конкурса в двух номинациях - Семья и Подруга, поэтому здесь достаточно сложно (хотя вполне возможно, если захотеть) самовыразиться как можно более оригинальнее. Я вообще подозреваю наличие в финале большого количества т.н. реальных историй, взятых либо из своей семьи, либо из семей общего круга знакомых. То же и к Подружкам, кстати говоря...
Всегда кажется, что так написать проще. Просто, потому что есть основа и не надо ничего додумывать, сложно - реальную историю перелить в художественный текст без потерь или отступлений от оригинала практически невозможно, и вот здесь сразу выходят на первый план как раз эти самые потери. Автор знает прототипов, м.б., наблюдает их в динамике всю свою жизнь, читатели - нет. Есть риск угодить в следующую ловушку: но это же реальная история, как вы не понимаете!
Реальная. Для Автора.
Для Читателя - нет. И начинается бой без правил , в котором рождается не истина, а полная её противоположность: безблагодать яростных споров, в основе своей имеющих всего две сакраментальные фразы "Дура! Сам дурак!"

Форма
Как, каким образом подана История? Действием? Чувством? Пересказом? Дело в том, что большинство текстов, особенно когда касается реальных каких-то историй, часто идут в виде "лекции профессора". Нет динамики, нет развития. И если один рассказ в таком ключе ещё прочтёшь, потому что всегда интересно, какая именно история когда-то произошла в жизни. То несколько подряд решённых в таком же стиле рассказов размывают впечатление. Почему приём "лекция профессора" настолько сух? Вспомните, как мы все спали - кто в универе, кто в школе, кто где-то ещё!- на подобных занятиях! Особенно с утра после разнообразных (самых разных!) вчерашних дел.

Первый Абзац
Тот ещё зверь. Он безумно важен для текста вообще и короткого рассказа в частности (Мнение).
Иногда по первому абзацу возникает впечатление, которое очень редко потом меняется на противоположное. И да. Если дальше текст увлекателен и прекрасен, но первый абзац у него уныл и скучен, навряд ли читатель, не обременённый конкурсным долгом, продвинется дальше первых строчек. Закроет и уйдёт, да ещё на все рассказы Автора распространит сформировавшееся у него предвзятое мнение...

Вот эти три фактора повлияют на оценку, которую мне придётся поставить тексту.



Начнём с Семейных Историй.

Личная жизнь мамы

Первый абзац Три молодые женщины, которых интриганка жизнь сделала хорошими приятельницами, наконец-то, в кои веки, собрались без своих маленьких семейств.
Поспешу объясниться по поводу интриганки.

Не нравится лекционная манера, плюс авторское Поспешу объясниться. Так писали в 19-м веке, сейчас - 21-й, и насколько оно уместно? На мой вкус - неуместно совсем.
Идея
Плохо, когда название рассказа не отражает его суть. Потому что показана не одна мама, а три. Судьба свела их в одной палате одного роддома в начале текста, а потом снова в одной палате всё того же роддома, но уже по второму выстрелу.
Жизнь у каждой сложилась по-своему, но чётко и ясно показано: без мужчины семья - это не семья. Счастливый финал радует, но.
Но Форма - та самая пресловутая "профессорская" лекция. Пересказ. Герои обозначаются, но не раскрываются. Динамические эпизоды - вроде девушка, вы шарф уронили - это подчёркивают. В общем, не хватило гармонии в Форме.
Смерти, Страданий и особенной какой-то Боли - нет. Жизнь как она есть. Не трагедия, но и не майские розы. И три новых человечка, пришедшие в мир. Дети - это безусловное благо, всегда, во все времена... Лучи добра тому, кто считает иначе, пусть выздоравливает.

http://samlib.ru/w/wysokie_k_2/synewnuha.shtml
Сын евнуха


Первый абзац

Он стоял за пологом, преграждавшим проход в одно из дворцовых помещений второго этажа. Молодой мужчина, высокий, статный.
И в таком стиле огромное поле аж на 1600 знаков с пробелами по счётчику ворда. Лекция. Героя рассказывают, вместо того, чтобы показать.

Идея и логика

Я не поняла. В первом абзаце - герой мужчина. Молодой и статный. Во втором абзаце - это евнух. Если мальчика кастрируют до начала полового созревания, то он развивается по евнухоидному типу (гугл в помощь). Банально: нет тестостерона, ему неоткуда взяться. Статным такой человек не будет...
Снаружи зашумели. Он, нахмурившись, выглянул. За стеной гарема воины тащили ту дуру, которая подарила ему оба браслета на ноги. Я опять не понимаю. Так кто главный герой, тот, который "выглянул"? Мужчина? Или евнух? Потому что "дура" подарила браслеты именно тому, кто "выглянул", так из этого кусочка следует.
Но вообще духа гаремной эпохи в тексте нет. Никакого. Это рафинированная современность, наложенная на восточный антураж, и не более того. Сказать, что он был потрясён, значит, ничего не сказать. Он был в ужасе. Его родители, так заботившиеся друг о друге, прослывшие нежно любящими друг друга супругами, оказывается, не были мужем и женой! Не будет человек того жестокого века так рефлексировать! Не то воспитание. Не та среда.
История, конечно, как на духу, но работы над ней - непочатое море. Чтобы выписать эпоху и атмосферу или свернуть в фентези и это фентези проработать до мелочей, погрузить читателя в иной мир...
Ну, а пока - нет, не пронзает.

Форма

Пресловутая лекция добрую половину текста. Потом плоская фигура обретает имя - Шехназ. Потом вроде бы динамические события - война, побег из дворца, но как-то неярко, а ведь можно было развернуть, можно. Ну и рефлекции юного горшечника, принца по происхождению, которого Шехназ и евнух, спрятавшиеся в бедной деревушке далеко от столицы, и воспитали как своего, в ту же кассу. И про братьев парня, с их интригами. Строчечкой авторского осуждения...
Такие вот впечатления.

Смерть, Страдание, Боль

В наличии все три.

Вилла Нереида


Первый абзац

'Дважды женщина придёт с именем моря'. Пророчество Меранди.
I. Море всегда притягивало меня. В детстве я убегала из нашего имения на берег. Да какое оно наше ...
Семья де ла Мар давно обеднела. Наше имение национализировали и отец был всего лишь смотрителем с гордой приставкой 'де'. Де ла Мары, или Люди Моря.
Пример удачного начала. Интригует. Так и видишь это море и эту ершистую девчонку, наследницу древнего, пусть и обедневшего, рода...

Идея

Мистическая связь прошлого и будущего. Контакт прабабушки с правнучкой в безвременье вещих снов. Собственно, вилла и её хранительница Евхаристо. О, какой мощный образ!
Странные обряды, странные совпадения, тонкая тропа между жизнью и смертью, и в награду - отношения двоих, которые всё же нашли друг друга, несмотря ни на что и вопреки всему.
Касаемо же формы...
Форма

Сумбур. Прыжки по временам. Сложно фокусироваться... приходилось перечитывать, чтобы вникать. Ах, какой великолепный роман можно построить на этой цельной суровой истории! Но для малой прозы - тяжело. Столько слоёв и смыслов для небольшого рассказа - тяжело.

Смерть, Страдание, Боль

Имеются, вплетены гармонично. Но финал таки хэппи, это радует.



Трава-мурава


Первый абзац

Раскалённый воздух чуть подрагивал, полуденное солнце с иезуитским коварством убаюкивало, и в какой-то момент Марина не заметила, как книга незаметно выскользнула из её рук, только и мелькнул хвост ящерки с обложки.
Неплохое начало. Неторопливое, и в то же время очень образное. Можно пальцами нащупать, вдохнуть, почувствовать кожей.

Идея

Семейные хроники. То, что есть почти у каждого из нас - босоногое деревенское детство, любимая бабушка, душа большой семьи в рассказах-воспоминаниях старших, и грустинка от того, что всё ушло... Время, оно как песок сквозь пальцы. Утекает, не вернёшь.

Форма

Плавное неторопливое повествование. Вроде бы поток сознания - память, чувства, грусть, и в то же время унылого профессора нету. Читалось интересно.

Смерть, Страдание, Боль

А нету. Кроме естественного порядка вещей: старшие уходят, рано или поздно. Вообще, рассказ тёплый и солнечный. Глоток лета...


Тысяча и один оттенок серого

Прежде, чем вгрызаться в текст, хочу обворчать название. Пятьдесят оттенков серого же! Случайно так вышло или Автор намеренно выбрала, уже неважно: ассоциация пошла. Что плохо. Рассказ-то к фильму никакого отношения не имеет, он совсем о другом!

Первый абзац

Она долго не подозревала, насколько обездолена. Пианино, куда её впрягли с раннего детства, чётко делило мир на чёрное-белое, бемоли и диезы, семиладовую и - о дерзновенно, неслыханно! Безумец Шнитке! - двенадцатиладовую систему. Cтояло перед глазами, засело в пальцах, проникло под черепную коробку.
Неплохой старт. Сразу даётся атмосфера, в которой жилось главной героине.

Идея

История одной семьи, где всё смешалось: и слёзы и любовь и дети. Красной нитью через всё повествование - музыка. Как в известной песне: Ты знаешь, музыка - мой Бог, она душой моей владеет, но только на твою любовь я уповаю и надеюсь...
Зря уповала и зря надеялась. Но, может, и к лучшему...
Главная героиня не пропала. И дочки выросли и занятие ей нашлось. Хлестнуло откровение в финале, полностью объяснившее название текста. И ведь я за весь текст не догадалась! Респект.
Форма

Очень гармонично выверено всё, до запятой. Мои любимые красивости детектед.


Смерть, Страдание, Боль

Есть Страдание, всё-таки развод и матерью-одиночкой двоих детей поднять - трудно.
Есть и Боль - у героини дефект, причём такой, что не фунт изюму.
Нет концентрации на эгоистической обиде на мир, наоборот, никогда не сдаваться - главная суть этой женщины.




Папина дочка


Первый абзац

Дом встретил его непривычной тишиной. Егор скинул пальто на вешалку. Из кухни выглянула Аля, расцвела улыбкой. А вот Тошка почему-то не выбежала навстречу, как обычно. Опять дуется? Что на этот раз?
Хорошее, динамичное начало. Посмотрим, каков удался рассказ.

Идея

На первый взгляд - ох, эти деточки! Пороть их некому. Но на второй взгляд становится видна мистически-детективная история, с участием нежити а именно лярвы из тонкого мира. Хотелось бы больше штрихов и подробностей, несколько схематично выглядят персонажи. Но это детали...

Форма

Нареканий нет. Неплохо, динамично, читается с интересом. Вот только я не стала бы повторять в реальной жизни ритуал изгнания лярвы. Огонь это штука страшная. Ему без разницы, виновен, не виновен. И просто так от него не отделаешься...


Смерть, Страдание, Боль

Есть. Мама в коме, ребёнок - чертёнок, от которого плохо всем настолько, что уже ни в какие ворота. Ну и лярва, само собой получила травмы, не совместимые с жизнью. Впрочем, лярве по делам её воздалось, туда и дорога.


Деревенская сказка


Первый абзац

Любила Софья свою деревню. Бывало, выйдет ни свет ни заря, станет на пороге, вдохнет свежий воздух, пару яблочек с яблони сорвет да присядет на лавочке, что еще её дед сделал. Как тут не залюбоваться?
В целом, неплохо. Сразу настраивает на деревенскую пастораль, согласно названию текста. А вот будет ли сказка доброй? Сейчас посмотрим.

Идея

Любовь превыше колдовства, самого чёрного. Но что мне не так в рассказе? На интуиции сначала, чисто по Станиславскому, 'не верю'. Персонажи плохо показаны, вот в чём беда. Софья слишком по-деревенски изъясняется, а ведь она молода. В любом случае, образ мыслей будет отличаться от старушечьих. Это первое.
Второе. Кроме Гальки и Софьи все остальные вообще мало показаны. Схемы, а не живые люди.
Не показана схватка с ведьмой. Вообще. Ну. Кинулась она к Гальке, а там поле и Борис, живой и здоровый. Что, ведьма так быстро сдалась? Не верю.
и в финале торчат отовсюду уши афффтарскай морали. Это не герои говорят, про любовь, которая способна на всё. Это говорит Автор. И подобного в текстах лучше избегать всеми силами.


Форма

Не понравилась стилизация под пастораль. Она не в тему здесь. Деревня ведь современная или близко к нашему времени. И ведьма не в ступе летает. И стилизация не очень удалась. Тут надо полностью речь перестраивать ради нужного эффекта, а этого нет.
для примера:
Это пастораль: Погода хорошая, тихая была. Вода ровная-ровная, как зеркало - можно склониться и себя разглядывать. На деревьях птички пели, из села лай собаки и мычание коровы слышалось, утки в камышах плескались. . Достаточно слащавая, воспринимается плохо.
А вот современность:
- Ты же сама говорила, что твой муж через знакомых у милиции интересовался.
- Да, интересовался. Двух женщин в округе нашли. Их мужья исчезли, а те ничего не помнят. Только одна в лотерею после того выиграла - живет как королева, а вторая с каким-то продюсером случайно познакомилась - певицей стала. Но всему ведь рациональное объяснение должно быть.
- Да было все, Зой. И Галька была, и хата её, и свиньи. Все было.
Возникает диссонанс, отчего текст плохо воспринимается. В стиле должно быть единство. Или такие его нарушения, которые идут тексту только во благо...

Смерть, Страдание, Боль

Есть. Главная героиня бесплодна, и пошла на сделку с нечистой силой ради ребёнка. Но схематично-условно всё.




Простота дней


Первый абзац

- Ах ты паскуда! - раздался из кухни крик Антонины Петровны. - Вот я тебе!
Пулей метнувшись на шкаф, трехцветный комочек с любопытством взирал на расшумевшуюся бабку.
Бытует мнение, что начинать тексты с прямой речи нехорошо. Марк Твен с его 'Приключениями Тома Сойера' с этим не согласен, а я согласна с Марком Твеном. Прямая речь - это динамика, это интрига, это как с обрыва в омут. Но и ошибок такой приём не прощает, да. Впрочем, здесь ошибок нет.

Идея

Вот та самая простота дней из заголовка, как она есть.
Типичный образчик семейной пары в дефолте. Он лежит кверху пузом на диване, она орёт. Сколько таких семей... Сосед подвернулся, который всё по двору помогает бескорыстно делать, и сразу сравнение: вот сосед - ух! А муж - фууу...
Типичная ошибка любой жены. Мне понравилось, что новомодного секаса нету. Потому что возраст, как сказано одним из героев - на старости лет :-). Хотя какая это старость, в лёжку никто ведь не лежит.
Форма

Нареканий особых нет. Но по форме это зарисовка, как мне кажется. Нет надрыва, хотя сдвиг к финалу намечен: глаза-то мои, может и не видели бы, а сама плед принесла, укрыла.

Смерть, Страдание, Боль

Строчкой проходит смерть жены соседа. Мне кажется, это для сюжета не имеет особого значения... А в целом каких-то вселенских страданий и боли нет, а есть просто жизнь.


Бабулечка


Первый абзац

- Мамуля, а ты не хочешь посмотреть свои подарки? - папа придвинул к бабушке пакеты, перевязанные розовой ленточкой.
Мы сидели в уютной гостиной и отмечали Новый год. Елка в углу сияла огнями.
Второй рассказ, начинающийся с прямой речи. Я не против, я только за. Начало симпатичное.

Идея

После семидесяти лет жизнь только начинается. И если честно, верно. Всеми лапами за, хотя мне до семидесяти ещё как до луны (смотрится в зеркальце, кокетливо поправляет на лысине последние три волосины, уложенные в шесть рядов).
Хорошо, что Карина самостоятельна и способна купить спортинвентарь. Сумма-то немаленькая, родители не дали бы. И здорово, что бабуля мечтает не о саване (а бабульки чааастенько обсуждают свои будущие похороны, что надеть, какой саван сшить, и копят т.н. гробовые деньги), а о велосипеде. Молодец, бабуля.
Ну, в общем, что спойлерить. Это надо читать!
Форма

Нареканий ноль! :-) Ура. И ещё: здорово подмечен менталитет современных активных бабуль: Карина, ты просто не в курсе. Это не тараканы! Это тараканиды! Они похожи на обычных прусаков, но обладают целебными свойствами
Малахов+ видать в зомбоящике постоянно. : - )

Смерть, Страдание, Боль

Сотрясение мозга имеется. Боли нету, страдания у девушки наличествуют: с такой бабулей и несчастной любви не надо! А вообще позитив. Жизнь таки прекрасна, несмотря ни на что.


Куклы их счастья


Первый абзац

- Ты, девонька, не смейся, а послушай, что нянька старая говорит. Любовь повстречать - дело нехитрое, а вот сохранить её, пронести по жизни, не растеряв - куда сложнее. Обиды большие и малые точат любовь, как черви, и просыпается она песком сквозь червоточины...
Красивость на красивости и красивостью погоняет, а под ними - моралллль. Впрочем, такой первый абзац вполне имеет право на существование.

Идея

Резкий скачок по времени. В первом абзаце девочка говорит с няней. Потом резко - Анри переживает смерть жены. Возраст изрядный. Дальше - жена, та самая девочка из первого абзаца, как я понимаю, - получает инсульт. Слишком резко, на мой взгляд
А вообще идея с куклами шикарная. И перевёртыш в финале: собственно, всё оказалось далеко не так радостно и безоблачно, как Анри думал. Даже жаль его... Вот ведь как бывает.

Форма

Лекции профессора и объяснялово в наличии. И про бежал из дореволюционной России. И про всегда хотела детей. И вообще. Крутит носом. Ну вот такая замечательная идея. Исполнение должно быть под стать! А впрочем, это снова моя имха... бурчу, не обращайте внимания.


Смерть, Страдание, Боль

О, в объёме. И ещё приют для детей. Плюс дикий стресс для оставшегося в одиночестве мужа.


Своя кровь


Первый абзац

Люблю я встать с утра пораньше, когда небо наливается румянцем, когда красные отблески льдинками скользят по хрустальным вазам и бокалам в моей столовой. Когда муж с сыном ещё спят, а я могу насладиться алым таинством жизни.
Чем он мне не нравится? Красивостями? Настроением? Не знаю. Но будто против шерсти, что ли. Поглядим, что дальше, м.б., неправа.

Идея

А! Точка зрения свекрови на принцессу сына. Об этом реже пишут, больше про бедных невесток замолвляют слово. А что у мамы мужа тоже есть справедливые чувства, тут затык.
Руки из мягкого места - оценила! :-) И вообще, пакости эти все. Надо же Упаси бог такую в свекрови себе угодить.
Так же понравилась и вторая точка зрения, от невестки.
Но вот что странно: с чего свекровь переменила своё мнение? Как мне показалось, она непоколебимо собралась идти до победного финала! А невестка? Когда уж когда мужик из машины выставил под проливной дождь, я не знаю, как это назвать и как вот так сразу с этим примириться...

Форма

Без нареканий, живо, динамично, как я и люблю.


Смерть, Страдание, Боль

Понос и склоки невестка vs свекровь. В целом всё же Жизнь Прекрасна.


Архив брошенных семей


Первый абзац

- Мне всё время кажется, что они шепчут, - сказал Ефим. - На волю хотят.
Сказал - и поднёс к губам чашку с чаем. Поспешно, точно смутился. Не к лицу было Архивариусу верить в такие глупости.
Третий рассказ из Историй, который начинается с прямой речи. Кто-то против подобного приёма, но я исключительно 'за'!. Сразу задаются темп и атмосфера рассказа...

Идея

Шикарная. У каждой семьи есть душа, у распавшихся семей души попадают в Архив и там хранятся...
Очень оригинальное решение, не встречала ещё такого нигде, спасибо.

Форма

Честно искала, где бы придраться и ткнуть, так сказать, в. Не нашла. Увлёк текст.


Смерть, Страдание, Боль

Страдание и Боль есть. Финал из разряда - чёрт его знает. Артём вроде вернулся, но тем не менее, сомневается, стоило ли.







промежуточный итог (классифицировала, классифицировала и выклассифицировала!):
1. Жизнь прекрасна: - 5 рассказа
2. Смерть, Боль, Слёзы - 4 рассказ
3. Нечто среднее - 3 рассказа Очень интересно получилось. Похоже, мои предсказамусы не сработали. Позитива таки больше, чем несчастностей, а если ещё и отнять от несчастностей третий пункт, то получается, всего треть рассказов - минус, а две трети - плюс. Отак :-) Спасибо Авторам.

Подружки

В общем, критерии + маленькое исследование те же самые. *Точит финку*. Стоять, бояться!

И станет корова... кем?


Первый абзац

Котлета упруго вжималась в нежный холмик пюре - сочная, аппетитная. А рядом... рядом на затейливо расписанном блюде возлежали два шикарных пирожных. Сонька пирожные не ест, и всё - всё! - достанется ей, Маше! В предвкушении она сглотнула наполнившие рот слюнки и едва не заурчала от удовольствия.
Вкусно описано! Аж у самой слюнки... Покушение на убийство критикана? Я ж не дома!

Идея

Личностный рост, я бы сказала. Через подаренную подругой путёвку в санаторий 80-х...
Странен не санаторий, хотя моё детство пришлось как раз на 80-е и по таким вот с позволения сказать местам отдыха меня летом возили. Разве что мышей не было. А вместо физ-ры - взвешивание. И упаси тебя бог не набрать за время пребывания в санатории хотя бы 5 кг! Впрочем, спишу на то, что санаторий в рассказе - не детский...
Но такой вот вопрос. При чём путешествия во времени? Вот на существующий экстрим в рамках той реальности, которой принадлежат подруги, он вполне подходит. Но перебрасывать тушки туристов сквозь время... да ещё одна подружайка тут частенько бывает... А как же парадокс времени? Когда сам себя встречаешь, и от этого пространственно-временной континуум схлопывается? Или бабочку задавишь нечаянно. Или... я что-то не поняла?
Дальше. Конгресс, люди серьёзные. И Света танцует. М? Не представляю себе.
В общем, фант.элемент в виде путешествий во времени и конгресса физиков - лишнее, рассказ без них ничего не потерял бы. Имхо.

Форма

Претензий нет. Задорно написано, интересно читается. Мышь опять же. Легко себе вообразить картинку. Но тут не взлетела Идея...


Смерть, Страдание, Боль

Жизнь Прекрасна. Разве что горло у Светки-змеи заболело. Но она на эту жертву сознательно пошла. Уважаю. Что только не сделаешь ради родной подружки!



Планета дружбы


Первый абзац

Мой папка самый-самый лучший на свете! Он у меня - герой! Капитан космического корабля. Все никак не могу запомнить его название. Когда вырасту, хочу, чтоб мой муж был похож на папку. Мужа мне совсем не хочется, но мама говорит: подрастёшь - захочешь"
Перебор с восторженным настроем. Понятно, пишете ребёнка. Но - перебор. Имхо. Сколько лет девочке? Пять? Но для пяти она слишком взрослая. Лет 10-11-12, как-то так. А для этого возраста слишком восторженная.

Идея

Инопланетная подружка. Папа привёз артефакт... нашёл же, что дочке подарить. Похоже, сам не знал, ЧТО именно дарит. Вписать в Правила Для Космонавтов: не дарить детям непроверенные штуки.
Фантастическая совершенно дружба. Очень трогательно и образно. И как-то весь рассказ не покидает чувство тревоги: что-то тут не так.
Оно и правда не так. Девочка обещала подруге вырасти и прилететь за нею. Прилетела. Но... не буду спойлерить.
Получился хороший трогательный фант.рассказ о дружбе. Над финалом рыдала...
Нет, дружбе не конец, но... Просто представить себе такое, просто представить - больно. Пускает скупую журейскую слезу.

Форма

Есть огрехи, но как-то вот тот самый случай, когда Идея затмила их. Ну да, и моя любовь к космической фантастике, она тоже внесла своё.

Смерть, Страдание, Боль

О да, имеются! И Линда. И её родители. И то странное жуткое посмертие, которое досталась Линде. Мурашки по коже.
И ведь как долго продлится дружба? У одной девушки - полноценная жизнь, а у другой... барьер ведь всё возникнет, рано или поздно. А камень, он вообще стазис. Хуже смерти. И если достанется кому-то третьему, история повторится по третьему кругу. И так до бесконечности...


Дорогая моя Иваненко


Первый абзац

В свои двенадцать лет Ольга казалась мне взрослой - тащила на себе ворох домашних обязанностей, при этом училась на отлично и посещала кружки в доме пионеров.
Лекция с кафедры. Ольгу не показывают, Ольгу рассказывают. И - ворох домашних обязанностей с отличной учёбой? В 12 лет? Хм...

Идея

Девочка не от мира сего, одни нутрии чего стоят! Но опять: совмещать челночную работу с отличной учёбой? Сомнительно.... У меня в 90-е серьёзно просела учёба из-за заработков на садах. До троек не докатилась, но медаль сделала мне ручкой и растворилась в сиреневых далях. Невозможно вваливать и учиться на отлично, тупо спать хотя бы иногда надо. Так то - сады, под боком, рядом с нашим городком. А тут - челночница, маршрут: Казахстан-Китайская граница. Школьница-челночница. Там здоровые-то тётки срывались или становились жертвами, а тут - девчонка.
Окончить универ и вернуться в городок учителем физики? Однако... Ну, ладно, в жизни всякое бывает, тут не спорю.
Известие опечалило, но узнавать новый адрес я не стала Значит, не подруга всё-таки. А то бы узнала.
Странная какая-то дружба-не-дружба.

Форма

Пересказ вперемешку с попыткой к действию. Я не увидела ни Ольги, ни главной героини.

Смерть, Страдание, Боль

Нет ничего такого, но и сказать, что Жизнь Прекрасна, не могу. Жизнь Ольги Иваненко здесь сумбурна, безалаберна и хаотична. Ну, хоть под финал что-то сбылось у неё...



Клюква


Первый абзац

- Уберите Клюквину с колосников! - этот вопль раздаётся в Большом Театре раз в неделю. Команда монтёров, широкоплечих, высоких и одинаковых, словно тридцать три богатыря в современном варианте, взирает снизу с плохо скрываемой ненавистью. Клюква, заслышав свою фамилию, начинает аккуратненько отползать назад, на твёрдую землю. На "земле" Клюкву ожидает её группа. Обычно в театральных вузах художников-технологов набирают человек десять-пятнадцать на курс, но здесь их всего шестеро.
Страшно далека я от театра. Мой трабл, да... Но не только поэтому первый абзац мне не нравится. Тяжеловесно. Хотя и с прямой речи.

Идея

Такая себе зарисовка из жизни о человеке с Мечтой. Всё брошено на алтарь служения своему призванию... Одержимая? О да. Добилась своего? Безусловно. Тернии? Да ну их, пусть вянут. :-)

Форма

А вот по форме - сплошь рассказы и пересказы вместо живых картинок. Но это монолог, так что вот именно здесь именно так именно такой приём и уместен. Не знаю, как рассказать о Клюквиной по-другому.

Смерть, Страдание, Боль

Нет. Жизнь Прекрасна. Клюква-Клюквина идёт по ней с гордо поднятой головой!



Невошедшие


Первый абзац


Я - серая мышь. Мышь. Серая. И с этим ничего не поделаешь. С этим можно только смириться, принять этот факт и, - как говорят физики - поставить его на службу людям. На службу мне.
- Я мышь. Я серая мышь? Я мышь?? Я - серая мышь! - Первым должен идти голый факт, следом сомнение, потом удивление, потом отторжение, потом...
Сколько искреннего чувства! Трясусь мелкой завистью - вот именно так и надо ваять первые абзацы. Чтобы у читателя аж завибрировало сразу.

Идея

Две подруги хотят стать актрисами, но... Банальная в общем-то история, за мелким исключением - одна подруга чересчур талантлива. Чрезмерно. Через край. Её раз за разом режет приёмная комиссия именно за это. А чтоб была как все или уползла с глаз долой вон.
К неудачам привыкаешь. Если биться раз за разом лбом в непрошибаемую стену, рано или поздно пострадает лоб, но не стена. Непрошибаемую стену можно обойти или же отвернуться от неё и постараться забыть. Вторая подруга именно это и делает. Но такой путь не для всех...
Стихов многовато. Нет, они нужны... Но многовато их на такой маленький объём. Но без них - не знаю... Всё же не портовые они грузчицы, подружки.
Искренняя, на разрыв души, исповедь. Спасибо, Автор!

Форма

Без нареканий. Вообще. От слова совсем.


Смерть, Страдание, Боль

Да. В наличии. Выживание после непоступления. Жизнь в бесконечной погоне за заветной Мечтой, которая вот-вот, ну ещё только чуть-чуть, и вот она, вот сейчас... и снова облом. Те ещё муки. Не каждому понять. Самоубийство к финалу...
Видно, если живёшь на разрыв души и иначе не можешь, то рано или поздно душа всё-таки рвётся на части, и покидает тело.
Если бы Несостоявшаяся Актриса осталась жить, это была бы уже не она. Человек с её ицом и телом, но без её Дара и того огня, который сжигал её изнутри. Совсем другой человек.

Офисное кресло и вуду-жаба


Первый абзац

Той осенью Леночка разорвала мениск левого колена - очень серьёзная травма для тех, кто знает, что это такое. Леночка тогда ещё этого не знала, а просто медленно брела на работу от метро, прихрамывая - колено ныло уже несколько дней.
Так-то - неплохо, неплохо. Поглядим, что будет дале.

Идея

Перебор на больничные мытарства. Как перманентный пациент, знакома очень хорошо с этими милыми заведениями, и, если честно, то в рассказе - утрировано. Для стёба сошло бы, но рассказ не стёб, вот в чём засада. Разорванный мениск, никакого лечения, но девушка вполне сносно себя чувствует? Ой... И вылечила эту травму дивная физиотерапия. Ой-ой.
А Сергей Крылов...
Понимаете, возятся с проблемами другого человека тогда, когда любовь уже выросла, окрепла и состоялась. А в тот период, когда девушка для мужчины пока ещё никто и звать никак... оно ему надо? Возить её на машине? Возить на машине и даже не попытаться найти ей нормального врача! Не верю.
Форма

Каких-то особых нареканий нет. Но отмечаю размытость жанра, скажем так. Больничные мытарства занимают 99 процентов рассказа, собственно, дружба, внезапные чуйства Крылова - около одного...


Смерть, Страдание, Боль

Смерти нет, но Страданий - до крыши! Мениск порвала, злыдни врачи издевались вместо того, чтобы лечить, соофисницы пичкали рецептами а-ля Малахов+, один Крылов нормальным оказался...


Подарок для Теклы


Первый абзац

- Смотри, Текла, Марс!
Девушка с любопытством рассматривала далёкую красную звёздочку.
Подзорная труба, конечно, не позволяла увидеть ни гор, ни каньонов маленькой планеты, но рассказы Хулио подстёгивали воображение настолько, что Текле казалось, будто она видит их неясные очертания.
Вроде бы ничего, но. Не звучит. В сопряжении с 'Нас не арестуют?' не звучит ещё больше... Девушка с парнем на крыше, в такой ситуации Марс обычно предлог и не больше, а уж про 'арестуют' молодёжь во все времена традиционно не думает, когда рядом Она. И рядом - Он.

Идея

Сумбур, винегрет, каша-мала. Влюблённые на крыши, глядя на Марс, о чём рассуждают? Правильно, о ней. О Политике, мать её за ногу. 13-летняя Текла: 'наплачемся с этим генералом'
Знаете, Автор. Мне было как раз 13, когда распался СССР. Взрослые на кухне это обсуждали взахлёб и орали, аж крышу поднимало, и вообще кругом была вся эта истерия и прочее, а у меня были совсем другие, безумно важные, важнее любого ГКЧП, проблемы. Что надеть на вечерний дискач и как всё-таки набраться духу, подойти к однокласснику и предложить ему танец, раз он сам, зараза такая, не догадывается, что девушка по нему вянет.
Наплачемся с этим Ельциным говорили совсем другие люди, 'патриархи', лет на 15 меня старше...
Так что не верю.
После Теклы - вторая девушка. Тоже логики не очень... Там, где Текла появляется. Вроде ангел-хранитель, да, но такой мощный прессинг от неё идёт. Сходу слово 'дура', и прочее... Вот так из суицида не вытаскивают, потому что эффект будет обратный.
и уж моралллль в рассказе... из каждой запятой. Нельзя настолько в лоб решать подобные моменты! За героев ходит и говорит Автор. Что недопустимо.
Единственное, что: Зоя всё ж таки отвлеклась от своей бооооли, и подарила Текле Марс. Познавательный фильм 'Тайны Красной планеты' в планетарии. Трогательный очень момент получился.


Форма

Схематичная подача героев, главная претензия. Они не живые люди, а марионетки под полным внешним управлением Автора. Это видно отчётливо. И это плохо...

Смерть, Страдание, Боль

Дополна. Изнасилование - два раза, суицид и попытка к суициду, убийства, странные сны наяву...
Финал выруливает на позитив, но это, в общем-то, рассказ не спасает...

Корабль улетает в плаванье


Первый абзац

На город опустилась весна, заполняя хрустальные замки теплыми лучами и сиянием. Природа всем сердцем жаждала обновления, радостного звона капели. Пора было скинуть белоснежный траур и нагой пройтись по улицам, оставляя после себя талые следы.
То, что зовётся красивостями. Но мне нравятся красивости...

Идея

Яркая подружка (частый гость на нынешнем конкурсе!) Викуся пролетела сквозь жизнь главной героини и через весь рассказ падающей звездой (не подберу другого сравнения!) и сгорела.
К сожалению, бывает в жизни и так.

Форма

Лекции профессора всё же в наличии. Пересказы, вместо показов. И - имхо, ничего кроме.
Рассказ надо было завершить на фразах Через два месяца корабль Вики сорвался с причала.
Пришла весна.
Последние абзацы от лица Викуси перевели рассказ из реал-прозы, из исповеди главной героини, тоскующей по подруге, в нечто замистическое, уронив общее впечатление.
Хотя сравнение с кораблём вышло очень мощным.

Смерть, Страдание, Боль

В полной мере. И онкология, и гад-мужик, бросивший больную жену, и плачущая (а кто бы не плакал??)подруга...



Снег


Первый абзац

Снег так и не пришёл. Напугал колючей ледяной крупой в конце сентября, в октябре по морозцу слегка отполировал город метелями, а потом начал постепенно сдавать позиции под напором неурочных оттепелей. В ноябре его следы встречались ещё в гулких дворах-колодцах и за гаражами - рыхлые островки, слежавшиеся по-весеннему сероватые пласты...
А затем и того не стало.
Очень образное начало. Так и видишь этот серый город под серым небом перед большим праздником, который тоже обещает быть бесснежным и серым...

Идея

Дружба, которой не помешала даже смерть... Бывает такое.
Жизнь, в которой есть, всё-таки есть место для волшебства и чуда.

Форма

Безупречна. Не придраться. Особенная живая атмосфера, волшебство и грусть в одном флаконе.
Этот рассказ - мой безусловный фаворит

Смерть, Страдание, Боль

Смерть - есть. Тоска и боль тоже. Но как-то не хочется относить рассказ к безусловной боли. Не безусловно здесь ничего.
Определю в третий пункт, пожалуй.





Сухие листья


Первый абзац

Осень в тот год ворвалась внезапно. Она набросилась на город с выпущенными когтями, шипя хлещущими ливнями и метая глазами фосфорические молнии. За одну ночь выстудила и смела запоздалое сентябрьское безвременье, сорвала с деревьев их рыжие шубки, расшвыряла листья-клочья...
И я полетела - потерянная, утратившая ориентиры, лишённая опоры.
Очень хорошо, образцово, я бы даже сказала.

Идея

Образ успешной во всём подруги хорошо удался. Но непонятно сращивание позвонками у второй подруги. Недостало объяснения, почему она настолько прикипела к Снежане, что не готова продолжать жить без неё. Такая сильная зависимость, желание уподобиться, даже мужика подружкиного подобрала себе, когда та с ним рассталась...
И впечатление, что Алёна не живёт, а доживает. Ну как одежду донашивают за другими, так и она за подружкой жизнь доживает. И когда подруга вдруг гибнет ,ей тоже становится незачем жить...

Форма

Очень образный текст. Почти кино...


Смерть, Страдание, Боль

Смерть, безусловно. Страдания - и это есть. Грустная такая тихопомешанная печаль. Я даже не знаю, кому сочувствовать больше, Снежане или Алёне. Первую случайность убила, вторая сама себе злая буратина.


Тамарка


Первый абзац

С Тамаркой я познакомилась случайно. Водопровода у нас в доме не было. За водой ходили в конец улицы "на колонку". С девяти лет я уже помогала по хозяйству - приносила воду.
Неплохо, неплохо. Отсыл в детство. Снова. Но иначе видно никак. Все наши друзья оттуда, из детства. Взрослые осторожнее, и дружбу дарить не спешат...

Идея

Военное время, эвакуация... Девочка Тамарка, которая поступила с пришедшей похоронкой на брата чисто по-детски импульсивно и по-взрослому мудро. Спрятала. Уберегла больное сердце мамы от нового шрама. А потом случилось чудо: вернулся брат, похоронка оказалась ошибочной. На фоне этой истории показываются чувства и эмоции второй подруги, от чьего лица рассказ.
А что же мне здесь не хватило? Завершенности, пожалуй. Финал обрывается резко -
- А как же плохие слова, которые она говорит? Не важно?
- Как же не важно? Важно! -веско произнесла бабушка и, посмотрев на меня с прищуром, добавила:
- А ты на что? Вы же подруги. Вот и объясни, что так говорить нехорошо.
Обрыв явный. Ещё бы пару сцен, для завершения целостности картины. Но их нет. И я-читатель зависла в воздухе.
Жаль. Рассказ хороший.

Форма

Без нареканий. Живо видно героев, это радует.


Смерть, Страдание, Боль

Больное сердце Тамаркиной мамы, и фоном - война, Великая Отечественная. Но - Жизнь Прекрасна, безусловно. И похоронка ошибочная и вообще.


Заклятая подруга


Первый абзац

Меня и Зою считали лучшими подругами, что называется, "с горшка". Или даже еще раньше. На самом деле, дружили наши мамы, выросшие в одном дворе. И когда родились мы - Зоя на месяц старше - то не избежали участи быть лучшими подружками.
Крутит носом - не избежали участи... Не люблю такие конструкции, зануда я. М.б., 'мы были обречены на дружбу?' Или ещё как-то получше, можно по-разному обыграть...

Идея

Подруга, которую тебе надоедливо ставят в пример. Есть такое слово в нашей жизни, встречается. Зоя то, Зоя сё, а ты, никчёмная... Это не дружба, это навязанная родителями кабала. Ты же поможешь Зоеньке? - от родной матери такое слышать... В общем, сочувствую девочке.
Наверное, она просто обречена была вляпаться в треугольник с Зоей. У неё духу не хватило послать эту дружбу в 15 лет, а потом всё пошло как пошло, и финал закономерен. Но что мне крепко не понравилось: убивать-то героиню было зачем?
последнее что я услышала, прежде чем меня не стало. Съезд в финалную мистику, имхо, лишним был...
Форма

Лекции профессора в достатке...


Смерть, Страдание, Боль

О да, есть! И любовный треугольник. И смерть в родах. И подруга, которая не подруга, а именно что заклятая... та самая.
видно по-другому историю решить не вышло.

Промежуточный итог по подружкам:
1. Жизнь прекрасна - 4
2. Смерть, Боль, Страдание -7
3. Нечто среднее -2

Вроде бы все... (сказал пегий волк, закрывая засов на воротах овчарни)

Ну что ж, Подружки отыгрались за Семейных вполне. Семь (7!) рассказов, половина чётко решены в болевом режиме и ещё два наполовину в нём же сидят. Не подвела, значит, чуйка. То есть, наполовину не подвела, Семейные-то истории выглядят лучше :-)

По финалу.
Конечно, удивительно получилось, что Архив брошенных семей и Сухие листья, первые места, принадлежат одному человеку. Очень разные рассказы. Мысли не возникло, что это может быть один и тот же Автор. Браво, поздравляю.
Рада за Снег!
Болела за Невошедших, попал в тройку, рада.
Обидно за Пятьдесят оттенков серого. Мне кажется, рассказ сильно недооценён. От меня ему была десятка. Планета Дружбы очень понравилась, от меня была ей девятка.
Корабль улетает в плавание - печальная, но красиво поведанная история.
В целом, конкурс удался. Спасибо всем за участие!
До встречи на ВК-8, дорогие коллеги и соперницы.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"