Фрейдгейм Лазарь : другие произведения.

Подносы расписные Элегантное украшение быта или назойливый примитив

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  

Лазарь Фрейдгейм

  

Подносы расписные

Элегантное украшение быта или назойливый примитив

  
   Народные промыслы - это и магнит и постоянная проблема оценки и поиска места в быту. Конечно, трудно это характеризовать искусством высокого штиля. Критерии красоты и ценности очень субъективны, а порой и сиюминутны. Но в некоторых условиях, в некотором количестве и в некотором интерьере - почему нет?.. А как коллекционный материал - не может вызывать сомнения. С любовью подобранная коллекция интересна вне зависимости от предмета коллекционирования. Будь то картины, бижутерия, часы или замки (замки обыкновенные - дверные и сарайные, а не замки, возведенные на Луаре в далеких веках ...).
  
   Мне представляется, что бытового внимания может быть достойно все, что нравится человеку, обустраивающему интерьер и находящему в нем место той или иной вещи. Это дело вкуса, возможностей, времени. Сегодня - нравится, ну и любуйся этим. Завтра оценка изменится - ищи замену... Через много-много лет, если чудом сохранится старое собрание, их новооткрыватели будут разводить руками и поражаться, как столь интересные предметы могли быть не востребованы ранее (Вспомните, например, изготовителя рекламных вывесок лавок и духанов в Тбилиси - Нико Пиросмани). Примитивизм, наивное искусство... Лубок - простота, броскость, яркость. Коврики с лебедями на некогда дешевой клеенке, открытки с красотками и трогательными изъяснениями в любви и преданности... А где сочные цветы из бумаги в вазе в красном углу? Это уже почти букет на расписном подносе...
  
   Когда турист попадает в какую-либо страну, его внимание в поисках сувениров обращается на растиражированные символы страны. Применительно к России общеизвестны матрешки, шкатулки, ушанки, гжель и т.п. В это же число входят Палех и Федоскино, Холуй и Мстера, Жостово, наконец, которому и будет уделено основное внимание ниже... "Folk-art," - говорят англоязычные гости. Но через некоторое время после возвращения домой эти сувениры теряют обусловленность, но сохраняют инородность. Эти предметы попадают на распродажи или в качестве пожертвований в соответствующие магазины. Самое любопытное, как показывают мои наблюдения, вторичными обладателями этих вещей преимущественно оказываются наши, русскоязычные, люди...
  
   Вновь вспоминаю Игоря Губермана, удачно сформулировавшего принцип эмоционального подхода: "вижу какую-то мелочь и понимаю: я хочу с ней жить". Хочу с ней жить - это замечательная формулировка критерия интереса, критерия удовольствия, субъективного критерия ценности.
  
   Однажды моя знакомая, женщина эффектная и нечуждая не всегда понятному мне интересу к некоторым типам "красивых" вещей, послушав мой рассказ об увлечении русским серебром с видами Москвы, спросила: "Так ты что - ищешь, покупаешь и потом складируешь все это?" Я первосекундно был в растерянности: обидеться, расстроиться, объяснить?... А потом весело рассмеялся и с тех пор неоднократно рассказываю эту историю: не всем все сразу дано... Да, и многообразие вкусов людей необозримо.
  
   Эти заметки - это не попытка систематизации знаний и подходов к расписным подносам. Это рассказ-восприятие, попытка говорить о моем личном взгляде на этот отсек - плод традиций, привычек и вкусов, ставший определенным узнаваемым символом.
  
   Я сам в былые времена скептически относился даже к магазинным прилавкам с жостовскими подносами. А потом как-то попал в квартиру моих друзей, в которой целая стена была занята экспозицией, казалось бы, совсем обычных подносов. Я увидел взгляд хозяев на это, их рассказы об не бросающихся в глаза особенностях. Мое восприятие сдвинулось с нуля (а может быть, перевалило через ноль и перешло в область положительного интереса). Добавлю к этому, что судьба через много лет забросила этих моих друзей в Мюнхен. Все изменилось в облике квартиры и жизни, но стена подносов сохранилась с тем же теплом давних восприятий... Именно эти мои друзья, Ганкины, и подтолкнули меня, чтобы собрать все впечатления и поднести их вам - на красивом расписном подносе, естественно.
  

0x01 graphic

Подносы. Мюнхенский дом

  
   Многие ремесла зарождались в тихих деревнях и селеньях. Типичная картина центра народного промысла - село, расположенное в стороне от проезжей дороги, почти все дома которого расположены вдоль одной (порой и единственной) улицы. Из поколения в поколение с малых лет дети подключались к работе взрослых и осваивали ремесло (и мастерство). Иди по такой улице, стучись в любой дом... В каждом - домовый музей, в каждом товар на продажу. Такому промыслу способствовала сама система крестьянского хозяйствования, когда основная работа была в теплое время года - от посева до уборки урожая. А в длинное мокрое и холодное время нужно было искать занятие и заработок. Подобная ситуация прорисовывалась некогда и в Жостово или Федоскино, в Мстере или в Холуе, Палехе или во внешне несхожей Гжели...
  
   Именно такой образ имеет и Жостово - центр особого народного промысла. По сторонам длинной улицы расположилось сто пятьдесят домов с садами и огородами. В каждом доме живут люди, причастные к искусству, которое развивается здесь уже более полутора веков. Обычно - и на производстве, и дома. Достаточно пройти по такому поселку, чтобы по убранству домов, атрибутике заоконных украшений понять, чем живут здесь люди.
  

0x01 graphic

Жостово. Уличная вывеска

  
   Очень характерные особенности быта такого Подмосковья схвачены на фотографии американского фотографа Джилл Боу (Jill Bough).
  

0x01 graphic

Зима в Подмосковье

  
   Работа была показана на выставках в Сохо в Нью-Йорке и ЦДРИ в Москве. Мне удалось получить информацию об этом снимке непосредственно от автора, которая живет в небольшом городе Боземан (Bozeman) штата Монтана. Снимок сделан в Мытищинском районе Московской области в 1998 году (Болшево, вблизи Жостова). Позволю себе заметить, что Болшево является городом в отличие от поселка Жостово. Эта большеформатная фотография 18"x12" с автографом висит в раме у меня дома.
  
   А это уже многоцветье подносов на фоне подмосковной зимы - поездка была не напрасной. Особое удовольствие доставляет у себя дома вновь и вновь, руками и взглядом, прикасаться к таким вещам. К собственно авторскому изделию добавляются ощущения присутствия автора, обстановки дома с немешающей патриархальностью, самого рубленного дома с любовью смастеренными прорезными наличниками и фантазийными кружевными занавесками.

0x01 graphic

Жостово. На природе с покупками

  
   Во всех туристических путеводителях в качестве сувениров рекламируются изделия российских кустарей. Не странно ли? Я что-то не видел, чтобы при туристическом описании США рекомендовались бы изделия афроамериканских кустарей или мастеров индейских резерваций. Вероятно, характер сувениров приспосабливается к уровню развития региона. А может, я заблуждаюсь... Вне зависимости от моих заблуждений изделия российских промыслов заслуживают внимания. И жостовские расписные подносы не в последнюю очередь.
  
  
   Изготовление расписных металлических подносов началось в России не в Жостове. Корни уходят на Урал, на Демидовские заводы Невъянска и Нижнего Тагила. Одним из первых известных мастеров стал А.С. Худояров, нижнетагильский крепостной человек Демидовых. На рубеже XVIII - XIX вв. уральские подносы расходились по всей России.
  
   Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км от Жостова. Мастерские династий Лукутиных и Вишняковых славились производством шкатулок, табакерок, портсигаров, чайниц, украшенных небольшими миниатюрами. Изготовляли из папье-маше и подносы разных размеров, также с живописными изображениями. Жостово и окрестные села Осташково, Хлебниково издавна славились кузнецами. Их мастерство было необходимо для изготовления основы расписного подноса. Производство подносов постепенно выделилось в самостоятельный промысел.
  
   История первых металлических подносов, украшенные декоративной росписью, в Подмосковье связано с именами семьи Вишняковых. Филипп Вишняков, крепостной графа Шереметева, выйдя на волю, создал свою мастерскую. Сами хозяева промысла обозначали это так: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 года". Клеймо Вишняковых до сих пор является лучшей характеристикой лакового изделия. При аукционной продаже такое клеймо на обороте подноса или на крышке шкатулки повышает стоимость в десяток раз.
  
   Предоставим слово старым документам. В "Записках Императорского Русского технического общества" и в отчете о Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. в Санкт-Петербурге отмечалось, что подносное производство имело четырех представителей: двух из Петербурга (Лабутина и Смирнова) и двух из Москвы (Вишнякова и Васильева). "Под Москвой выделка подносов имеет чисто кустарный характер и занимает главнейшее жителей села Осташково и деревни Жостово графа Шереметьева. Лак на подносах у всех вообще экспонентов оказался одинаково стойким. По правильности форм, тщательной вытравке железа подносы Вишнякова имели решительный перевес перед другими". "Живопись на подносах Вишнякова, в особенности цветы, по сочетанию своему и правильности, стоят далеко выше подносов прочих фабрикантов. Хотя цены подносов Вишнякова выше других, но эта надбавка вполне вознаграждается вышеупомянутыми качествами".
  
  
Традиции изготовления расписных подносов зародились значительно раньше - много веков тому назад. Уже в 14-16 веках были популярны подносы и чаши к рождению ребенка (Childbirth Tray - Desco da Parto). Росписи делались на деревянной или металлической основе (чаще всего использовали серебро или медь). На следующих двух иллюстрациях показаны двухсторонние росписи на подносе 15 века (художник Джованни ди сер Джованни Гуиди (1406-1486). Сюжеты живописи - детские игры и радости.
  

0x01 graphic

  
  

   0x01 graphic

  

   Поднос ко дню рождения (лицевая и обратная стороны)

  
   Практика эмалировки и живописи была широко распространена в Азии в течение многих веков. Появление металлических подносов с ручной росписью (tole painting) в Англии относят к 17-18 векам. В Америке tole подносы, кажется, появились в 18-ом веке среди скандинавских иммигрантов в Новой Англии. Эта практика была распространена также среди немецких иммигрантов в Пенсильвании. Большое количество старинных подносов - прародителей современных изделий - находится в коллекции The Hunterian Museum в Глазго, Шотландия. Повсеместно, как и в России, такого типа изделия рассматриваются как предметы народного искусства (folk art).
  
  
   Когда-то работа скульптора была образно сформулирована Огюстом Роденом: взять глыбу мрамора и отсечь от нее все лишнее. С той же долей серьезности определения: в производстве подносов все тоже предельно просто.
  
   Ковка заготовки - механическая на прессах или ручная ковалями. (Посидим около мастеров. Прислушаемся...). Отжиг. Обезжирка. Грунтовка. Замалёвок. Сушка (не раз и не два...- после каждого этапа). Выправка. Тенёжка. Прокладка. Бликовка. Чертёжка. Привязка. Уборка краёв. Полировка - элементарно: затирка ладонями до блеска с помощью тончайшего мелового порошка. Поднос готов: забирай, ценитель и покупатель.
  
   В период развития промысла преобладали сюжетные композиции. Например, "Тройка", "Чаепитие". Такие подносы использовались для украшения интерьера домов и трактиров, а также функционально для сервировки столов. Уже в давние времена становления мануфактуры проявлялись типичные особенности народных промыслов: повторяемость сюжетов при многообразии деталей в каждом изделии. Иллюстрацией этого могут служить, например, вишняковские подносы 1880-х годов с названными ранее сюжетами.
  

0x01 graphic

0x01 graphic

  
   Многократные реминисценции темы чаепития можно увидеть и в современных изделиях, как массовых серий, так и работы профессиональных художников. В этом подносе живопись передает все нюансы картины К. Маковского.
  

0x01 graphic

   А вот и исходная картина - Константин Маковский. "За чаем".
  

0x01 graphic

  
   Особая праздничность и задор отличают каждую тройку, представленную на подносах.
  

0x01 graphic

0x01 graphic

  
   Цветочные мотивы в росписи подносов мастерской Вишнякова, по-видимому, появились в 1870-е годы. Редкий такой поднос имеется в фондах Русского музея.

0x01 graphic

  
   Для меня жостовский поднос - это взгляд на природу с весенней свежестью, с меняющимся каждый час полем одуванчиков, голубизной василькового островка, с многоцветьем розария... Это - личная фантазия, далеко не всегда совпадающая с рисунком подноса, это - экзальтация и настроение.
  
   Как бы откликаясь на это богатство красок, из под рук мастеров выходят разноцветные подносы, на которые радужной россыпью ложатся цветы. Красный, зеленый, белый, синий, нежно-золотой... Ну и, конечно, исстари традиционный - чёрный.
  

0x01 graphic

  
  

0x01 graphic

  
  

0x01 graphic

  
  

0x01 graphic

  
  

0x01 graphic

  
   Без особых усилий можно было бы дополнить подборку до полной радужной гаммы.
  
   Роспись подносов в Жостово осуществляется масляными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Работают мастера беличьими кистями разных размеров. На технологии письма останавливаться не хочется, так как была договоренность о преобладании впечатления над багажом знаний. Роспись ведется без предварительного рисунка, без букета перед глазами. Момент творчества, фантазии, наития. Плод быстрой неповторимой импровизации (по определению искусствоведа А. Бакушинского)...
  
   Формы и размеры подносов варьируются очень широко. Это воочию видно даже на уже приведенных примерах. Издавна размеры и формы диктовались потребительским использованием подносов. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие "закусочные" - не больше тарелки... По форме: овальные, прямоугольные, круглые, шести и восьмиугольные и даже треугольные для угловых столиков...
  

0x01 graphic

  
   Преобладающей темой росписей жостовских мастеров являются цветы. В основе - изображение розы, георгина, астры, реже мака, шиповника, тюльпана, обрамленных листьями и мелкими цветами - васильками, ромашками, колокольчиками... Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. Росписи традиционно воспринимаются как реалистическое решение по формам и цвету. Манера росписей выявляет родственность с другими видами русской народной кистевой росписи на сундуках, мебели, берестяных туесах, прялках и т. п. Иногда вместо обычного яркого панно возникает монохромные изделия, например, подчеркивающие связь этой мануфактуры с другими видами народных промыслов. Таким примером может служить поднос в стиле Гжели.
  

0x01 graphic

  
   Тематика росписей жостовских подносов очень широка. В начале знакомства уже упоминались такие темы, как чаепитие и тройка. Советский период не мог не отметиться пропагандой. Приведу два образца - Ленин и жостовский вариант "Кубанских казаков" -идиллия счастья, бьющего через край.
  

0x01 graphic

0x01 graphic

  
  
   Нам, привыкшим к твердой связке понятий расписного подноса и Жостово, порой кажется, что в наши дни изготовление расписных подносов это удел только промыслов России. Уже упомянутые мной мои друзья-любители жостовских подносов искренне воспринимают их не только как родоначальников, но и как основных производителей.
  
   Естественно, что это ошибочное предположение. Подносы в быту вещь необходимая и удобная. За этим следует естественное стремление дать в руки желающим радующие глаз изделия. Различного вида росписи - из этого числа. Мне представляется, что в условиях американского быта вряд ли широко находят применение расписные подносы в качестве украшения интерьера жилья. Но практическое применение подносов в Европе и Америке, возможно, даже более разнообразно, чем в России.
  
   Также как в жостовских изделиях, в росписи подносов широко используются букеты и цветы. Порой по стилистике они очень близки к российским образцам.
  
   Расписной поднос фирмы Nash Co (Nashсo). Скромный серо-голубой фон и мягкие тона букета. По всему контуру выполнен прорезной узор, что не часто встречается в жостовских подносах.
  

0x01 graphic

  
   Конструктивно идентичные два подноса, но решенные в другой гамме. Размеры первого подноса примерно 18"x13".
  

0x01 graphic

   Размеры следующего подноса немного больше: 20"х15". На обороте имеется маркировка: "HAND PAINTED Chip & Alcohol Resistant E. T. Nash Co. N.J. 3. N.J."

0x01 graphic

   Приятной элегантностью отмечена роспись старинного подноса.

0x01 graphic

  
   Присмотримся еще к двум цветочным подносам фирм Nashco (США) и Ian Logan (Великобритания).
  

0x08 graphic

0x01 graphic

  
   Английский поднос, изготовленный в 1880-х гг., смотрится как родной брат российских подносов:
  

0x01 graphic

  
   Яркий английский круглый поднос 1960-х гг. показан на следующих иллюстрациях.
  

0x01 graphic

0x01 graphic

  
   Можно увидеть подносы с пейзажами, бытовыми сценами и многими другими сюжетами. Подносы широко варьируются по размеру и форме, от огромных прямоугольных до маленьких, тонких овалов, например для визитных карточек посетителей. Ниже показан поднос с улетающими гусями фирмы Nashco с размерами 22 ½' X 10".
  

0x01 graphic

  
   Большое количество сюжетов росписей американских подносов преследуют рекламные цели. Несколько примеров таких подносов:
  
   Фирма Jacob Ruppert

0x01 graphic

  
   Фирма Lutz Beer. Редкий поднос 1910-20 гг. Размером 10"x14", изображающих братьев Лутц, пьющих пиво свой фирмы.
  

0x01 graphic

  
   Рекламные подносы изготавливаются иногда самими фирмами, а иногда заказываются на специализированных производствах. Порой названия этих производств остаются неизвестными.
  
   Много подносов в Европе и Америке при внешнем сходстве облика имеют существенное отличие от ручной росписи Жостова. Они изготавливаются по технологии деколь, в основе которой переводной рисунок, одинаковый на всех изделиях. Так изготавливаются практически все подносы с рекламой. Можно, однако, отметить, что такая техника нанесения рисунка на металлические подносы применялась уже в период нижнетагильского производства. На иллюстрации показан поднос 1902 года "Беззаботное детство" - ручная ковка, просечка, деколь, трафарет, масло, лак. Мастерская И. И. Кайгородова в Нижнем Тагиле.
  

0x01 graphic

  
  
   Американские подносы с ручной росписью относятся к особой категории - tole или toleware. Эта группа изделий очень близка к привычнвым для России жостовским подносам. "Tole paiting" со сложным и ярким дизайном часто, подобно российским, выявляют сильное влияние народного творчества. Этот стиль живописи и дизайна также находит применение в росписях бытовых товаров, как кофейники, абажуры, и множество других вещей. Встречаются совсем необычные сюжеты росписей, например, поднос в голландском стиле с ветреными мельницами. (Вспомните голубой поднос "Гжель").
  

0x01 graphic

   Некоторые особо ценные образцы старинных toleware изделий можно найти в музеях, особенно в Соединенных Штатах.
  
   Популярны и подносы с восточными мотивами - национальный быт, восточный дворик и т.п.
  

0x01 graphic

Поднос танцы в восточном саду. Япония XIX в.

  

0x01 graphic

  
   Наибольшее количество подносов с ручной росписью за рубежом России в 1940-50 гг. изготавливали фирмы Nashco Products (Нью-Йорк) и Pilgram Art. Широко распространены также подносы указанной выше фирмы Ian Logan (Великобритания). Можно также назвать британскую фирму Metal Tray Manufacturers Co Ltd.
  

0x01 graphic

0x01 graphic

   Небольшое "лирическое" отступление.
   При просмотре многообразия американских "tole painting trays" наряду с неоднократно упоминаемыми подносами "Nashco Tole Tray" или "Pilgram Art.hand decorated" встретилось название "Hanger Painting Tray". Следуя своей буквоедской манере, я включаю в свой список фирм, изготавливающих расписные подносы, неизвестную мне фирму Hanger Co... Говорят, что доверяй, но проверяй. Соблюдение этой заповеди при коллекционировании особенно важно. При очередном просмотре собранной информации я понимаю, что Hanger это не название корпорации, а способ крепления подноса - крючок, подклеенный к задней стороне подноса, а заглавная буква - следствие англоязычной традиции в заглавии писать все слова с большой буквы.. А ляп был так близок, так возможен...
  
   Заставляю себя поставить точку. Тема расписных подносов оказалась наркотически завлекательной. Чтобы не склоняться к немодному наркотическому лексикону, воспользуюсь другим сравнением - это сладость, от которой трудно отказаться (замечу при этом, что не страдаю диабетом и поэтому к сладости могу тянуться свободно, без медицинских противопоказаний). Мои познания в области расписных подносов, как я сказал вначале, не выходят за пределы эмоционального восприятия. Табель о рангах в отношении всего описанного включает только субъективные критерии: нравится или нет, хочется на это смотреть вновь или нет, хочется это держать в руках или нет...
  
   Просмотрев гору информации, перетасовав колоду подносов многократно, пересмотрев домашние запасы, взглянув на множественность сюжетов и цветов, буйство красок, я убедился, что сочные подносы поднимают настроение, греют душу, радуют глаз. Сродни лекарству, не имеющему противопоказаний. Мой совет поэтому - поставьте свой завтрак на красивый поднос и в путь... Хорошего настроения!
  
  

0x01 graphic

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   4
  
  
  
  
  
   24
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"