Кин Станислав Янович : другие произведения.

1868-1880. Детство

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Другие гены.
  
   Детство
   Родился Александр Александрович-младший в Царском Селе 1868го, 18 мая по новому стилю. Великокняжеская чета была исполнена решимости назвать первенца Николаем в честь безвременно покинувшего их Великого Князя Николая Александровича - жениха Дагмар и брата Александра Александровича. Однако младенец оказался столь похожим на отца, что Дагмар сама сказала мужу: "Смотри, это же Саша". Императрица Мария Александровна также с порога заявила, что внук весьма похож на её сына. Так и пошло: Саша и Саша. Александр Александрович-старший вначале воспротивился, но уступил. А Николаем назвали второго ребёнка, умершего в 11имесячном возрасте.
  
   Звали его в семье Саш или Младший. С рождения титуловался Его Императорское Высочество Государь Великий Князь.
  
   Детство помнил плохо, урывками. Урывки эти были связаны с дворцами, с природой дворцовых парков и с ближайшими родственниками. Больше ничего. Множество мелких картин, в которых не за что зацепиться кроме туманных милых памяти образов. Почти никаких драматических вех. Пара только.
   Для него церковь, прежде всего - нечто мрачное, просто как помещение. Одно из первых детских воспоминаний представляет собой какую-то сильную болезнь: он в маленькой кроватке, вплотную приставленной к духовке, полутьма в комнате и окна завешены чем-то плотным, не пропускающим свет, резавший воспалённые глаза - то ли шторы, то ли одеяла. Трудно даже сказать в каком возрасте. Считал его самым ранним воспоминанием. Вот это же ощущение нездорового мрака вызывает и церковное помещение. Потом, позже уже, в сознательном детстве, прежнее нежелание находится в подобной нездоровой обстановке, требовавшее, видимо, какого-то логического оправдания, соединилось тем самым с чувством нелепости происходящего в ней действия. И, наконец, окончательно сломило отношение к церкви требование своего участия в этой нелепости, требование отказаться ради этой нелепости даже от внутреннего "я".
   Другая детская драма: они с мам почему-то на Собственной Даче, которая тогда заброшена, полупустая, с голой решёткой кровати. Может быть года в четыре?.. Рассыпаны по полу для просушки собранные жёлуди. И вдруг один из этих желудей начинает ползти! Младший был вообще дитём природы и жуков мог брать в руки независимо от их размера. Но тут полз не жук, а жёлудь! Понимаете, в чём ужас ситуации? Младший мгновенно оказался с ногами на кровати. Мам рассмеялась, и сказала, что это жук. А потом сказала, что ей надо выйти, и чтобы он посидел в комнате. Младший вроде логикой и сам понимал: жук - кто ещё? Но память лихорадочно перебирала всех знакомых жуков и не находила ни одного, столь похожего на жёлудь. С другой стороны, никак невозможно было показать, что ты испугался какого-то жука? Он остался "смело" сидеть на кровати. Сидя в одиночестве, в конце концов, путём логического исключения вычислил, что да, это действительно может быть только жук - больше не кому. И хотя с кровати до возвращения мам так и не слез, но доверие к элементарной логике подвинулось у него в сторону преобладания довольно значительно.
  
   Произрастание в парковой зоне могло иметь, кстати, весьма прискорбные для страны последствия, поскольку изначальная ориентация интересов Великого Князя хотя и сразу возымела тягу к естественным знаниям, но сперва именно - к биологии. Однако сразу можно было сказать, что биолога из него не выйдет. И отнюдь не потому, что из монархов никогда не получалось толковых биологов. Просто довольно быстро проявилась одна из характерных черт Младшего: его влекли и морская биология, и лепидоптерология одновременно, и выбора между этими диаметрально противоположными средами - под поверхностью и над поверхностью - он так и не сделал до самого момента угасания интереса к глубинному познанию живого мира.
   Но главный недостаток биологии заключался для Младшего в том, что эта отрасль есть областью созерцательной. И как объект огромной любви и глубочайшего уважения природа осталась его спутницей навсегда. В смысле же науки, только и предназначенной, что лишь систематизировать не тобой созданные сущности, биология не прельщала.
   Младшего тянуло созидать. Он искал выхода своей фантазии. И первым, где фантазия свой выход нашла, было рисование. Внешне это выглядело так: Младшему давали обычную ученическую тетрадь, и через час-другой он просил следующую. Тетрадь в день была нормой. Вначале рисовал всё подряд. Что рисуют дети? Солнце, облака, домики, биологию опять же. Однако всё это было с точки зрения рисования объектами статичными. Солнце - всегда одно и то же, ласточка - всегда ласточка, одуванчик - всегда одуванчик. Другое дело объект рукотворный. Дом, например. Который может быть построен так или эдак. А ещё в нём есть внутреннее устройство. Это весьма возбуждает фантазию. У Младшего возбуждение фантазии вызывало ощущение, близкое к экстазу.
   Была даже такая игра на одного - а игр на одного у Младшего за частым отсутствием партнёров имелось предостаточно. Брался чистый лист, и на всю длину рисовалась линия. Это была земная поверхность. На ней пририсовывалась малюсенькая травка, кустики, камешки, деревцо. По дороге шёл путник - путник не рисовался. Под ночь он уставал и ложился у кустика. Начинался дождик, и путник прикрывался какой-то корой. А чтоб не подмочил поток с бугра, огораживался каменьем и отсыпался землёй. Потом поверх огородки появлялась хворостяная плетёнка стен, то-сё. В общем, за день или два подрисовывания и перерисовывания на листе происходила эволюция от жалкой халупы к корчме, и далее - к целому замку. Другой раз листа не хватало - приходилось доклеивать. Этот процесс конструирования из ничего ужасно нравился Младшему. В моменты такого занятия он забывал обо всём. Не обязательно здания. Вот его человечек строит "утлый чёлн". Потом, разжившись на рыбной ловле - крепкую лодку. И, глядишь, к концу дня дело разрастается до солидной верфи с сорокапушечным фрегатом. Последствиями сего раннего увлечения стали проявление художественного дара и абсолютное пространственное воображение.
   Потом процесс конструирования и любовь к природе обрели единение, открыв ещё одну черту - склонность к синтезу. Младший не помнил, когда именно научился читать, но "Фортификацию" Теляковского в Царском штурмовал не единственное лето до появления Олонгрен. И при няне-англичанке трудно сказать, на каком языке первом читать начал. А если иметь в виду ещё одну его забавную манеру "чтения", то "проявил" он сие умение гораздо раньше. Манера заключалась в том, что Младший брал на колени "Robin Hood Garlands and Ballads" и начинал наизусть декламировать не раз читанные ему строфы, невпопад переворачивая страницы к умилению следивших за сим действом взрослых. И в дальнейшем, когда случались в гостях родственные и придворные сверстники, Младший обычно уводил всех в чащобу, где его фантазия просто заражала "конструированием" подробностей бытия шервудской ватаги в лесном уюте. Роль Робина, естественно и без каких-либо заиканий с его стороны и без запинки со стороны остальных отдавалась ему. За богатую фантазию и в то же время удивительную жизненность этой фантазии. Играли только в его игры. Потому что интересные. Это было первым признанием его авторитета.
   Целеустремлённость и исходящие из неё качества можно было заметить у него в достаточно раннем возрасте. Было лет пять или шесть, был май и какой-то праздник, когда он захотел уйти с детского бала с тем маленьким рыжеволосым созданием. Взрослых это привело в восторг. Какой-то из дядьев, смеясь, спросил, готов ли он жениться, на что последовал столь твёрдый и незамедлительный ответ, что им пришлось прибегнуть уже к серьёзному объяснению о раннем ещё возрасте и необходимости подрасти. А вскоре на имени своей сестре настоял именно он. Это было имя другой, гораздо старшей девочки - первого женского существа из тех немногих, что смогли восхитить его своей красотой.
   Кстати, именно при игре в Робина Гуда отложилось у Младшего, что активно действующие на лоне природы личности должны, как и "лесные братья", облачаться исключительно во всё зелёное. В дальнейшем это будет подтверждено знакомством с практикой полка шарпшутеров Бердана.
   Другой естественной декорацией для игр была извечная мальчишечья война. Войн в предыдущие полстолетия было предостаточно. Войны шли в окружающем страну мире.
   Главной из войн была Отечественная война 1812 года - книги, картины, рассказы, герои. Всем героям предпочитал Александра Васильевича Суворова и Дениса Давыдова. Более близкая по времени Крымская война как-то прошла мимо. Потому, что об этой кампании было мало фактического материала: из-за неуспешности и отсутствия осмысления - факты тонули в негативном шуме. Александра-младшего же в обыгрываемых темах интересовали именно конструктивные подробности. "Его" игры отличались от обычных детских игр смакованием подробностей, а оттого и малошумностью. Он вполне обходился даже компанией себя самого. Но если это и была компания из нескольких, игра направлялась им не в ор и гацание, а в смакование прелестей обитания в Шервудском лесу или подробностей обороны Шевардинского редута. Старших такая тихая возня вполне устраивала. Однако если число играющих превышало некую критическую массу, в которой компания становилась неуправляемой, он из игры самоустранялся.
  
   Старшие ребята играли в кригшпиль. Младший не играл. Не только потому, что был ещё маленьким, и его не подпускали. Во-первых, он многого не понимал. Например, по каким критериям посредники, роль каковых исполняли обычно наставники, оценивают успех манёвра? По каким критериям вычисляют потери? Как определяют эффект от действия артиллерии? В судействе он находил довольно субъективного. Во-вторых, многое ему в кригшпиле просто не нравилось. Хотя бы то, что не было солдатиков во всём зелёном. Германского производства оловянные фигурки изображали солдат существовавших европейских армий. А Младший желал мундиры и оружие по своей фантазии. И действовали в игре европейскими канонами - вычурными порядками и телодвижениями, но малым смыслом. А хотелось действовать по своему разумению. Чтоб можно было реализовать свойства лучшего оружия - скорострельность повторительных ружей и механических орудий, дальность и точность "уитвортов".
   Поэтому Младший не любил солдатиков и вообще готовых игрушек. Кригшпилю он предпочитал выстроить где-нибудь подальше от чужих глаз друг против друга две шеренги воткнутых в землю палочек и устроить сражение, поочерёдно сбивая их камешками. Тут уж потери были видны явно. А уровень абстракции позволял представить палочки в любых мундирах и с любым оружием - хоть с американскими Винчестерами и с картечницами. Это было лучше "кригшпиля", поскольку вносило в чисто логическую игру условностями технический элемент действия.
   Готовым игрушкам, даже самым занятным и самым дорогим, привозимым из за границы, Младший предпочитал самодельные, или, по крайней мере, нарисованные. Он рано сложил собственные представления о том, как должна выглядеть та или иная вещь, в которую он играл, будь то винтовка или солдатик. Это возникало от разных виденных в изданиях образцов с превосходными свойствами. К примеру, американских магазинных повторительных ружей. Или рейнджеров Мосби. Покупаемые же игрушки его желаниям не соответствовали и неизменно разочаровывали. Вечно это был общепринятый среднестатистический хлам.
   А самым удобным материалом, позволявшим легко и весьма точно изобразить всё, что угодно его фантазии, была глина. Однажды, приехав по весне в Царское, обнаружили возле дворца большой мятый бурый комок, оставшийся от ремонта труб.
   Она и стала самой лучшей игрушкой. Из глины можно было сделать всё, что угодно, и любой нужной формы. Чего только не делали. Вплоть до паровозов, у которых открывались дверцы, крутились колёса и двигались дышла. Если их крутить и двигать, естественно. Ну, или если катить паровоз. Для изготовления паровоза пришлось познакомиться с устройством.
   Смешивать глину с каким-нибудь жиром - будь то растительное масло или олифа - вскоре додумался сам. Про то, что это у него получилась "художественная глина", а также про размалывание и глицерин ему в последствии рассказал Хис.
  
   Читал, или, скорее - во всяком случае, сперва - разглядывал картинки в разных изданиях: The Engineer, Engineering и проч.
   Начинает делать записи идей. В начале это были просто детские рисунки, подражающие картинкам в журналах, поясняющих устройство разных вещей. "Биром кусошек хлина". И т.п. Стал складывать их туда же, куда и записи Жоржиковых смешных историй - в старую зелёную походную конторку, замыкаемую на ключ. Ключ весьма искусно прятал.
  
   В этот же момент и первое, в чём Младший испытал даже не конфликт, а просто лишь сомнение в положениях веры - несовместность в его сознании смерти и рая. Для детей это довольно распространённый момент. Узнав о смерти какой-то маленькой девочки, сильно расстроился. Его попытались успокоить, сказав:
   - Господь забрал её к себе, и там, на небесах, ей хорошо.
   Тогда он удивился:
   - А почему же все горюют? Почему не радуются, что ей будет хорошо?
   - Потому, что родители больше её не увидят.
   - Почему они её не увидят? Она ведь теперь ангел и может прилетать к ним, когда захочет.
   - Нет. Ангелы живут на небесах.
   - Но вот же сказано: "спустился ангел"... Или они могут тоже умереть и жить с ней в раю.
   - Что ты такое говоришь!?
   - Что я говорю?
   - Людям смерти желать грешно.
   - Так всё-таки получается, что умереть - это просто плохо...
   - Это не плохо и не хорошо. Такова его воля.
   - Зачем ему такая воля? В чём ему польза от смерти маленькой девочки?
   - Это не ему польза. Это девочке благодать. А родителям - испытание.
   - Ну, какая в том девочке благодать - уже понятно. Я б не хотел такой благодати - пусть там, на небесах, хоть молочные реки с кисельными берегами. Что ж в раю хорошего, если меня заберут от вас? Когда я помру, пусть или не берёт меня, или берёт нас всех. Если он хочет сделать мне хорошее, почему бы меня не спросить, что для меня хорошо? А испытание родителей через смерть ребёнка - это вообще страшно. Она что - овца? Предмет какой-то? Чем её душа хуже души родителя? Почему одна душа удостаивается испытания на высшую материю, а другая, тем более - ангельская душа, используется притом как разменная монета?
   - Ты несёшь ахинею.
   - Не понимаю.
  
   Из дядей Александр III уважал Михаила Николаевича. Поэтому Младший водился в основном с Михайловичами.
  
   Жоржик 9 мая 1871 (-3)
   Ирина Александровна 6 апреля 1875 (-7)
   Михаил Александрович 4 декабря 1878 (-10)
   Ольга Александровна 13 июня 1882 (-14)
   -----------------------------------------------------------------------------------------
   Начальное образование 1875-76 [8й], 1876-77 (9й)
   При подборе педагогического персонала цесаревна Мария Федоровна ориентировалась на примеры прошлых лет, связанные с организацией учебного процесса младших сыновей Александра II.
  
   Летом 1875 на первом этаже Аничкова дворца (с окнами в сад) мальчикам оформили детскую половину, включавшую: приемную, гостиную, столовую, игральную и опочивальню. У детей цесаревича не было отдельных комнат, и в детской спальне стояли две кроватки-раскладушки - Саши и Георгия. Третья кровать предназначалась для воспитателя, ночевавшего вместе с мальчиками. В Гатчинском дворце братья также жили вместе. Для учебных занятий имелась общая классная комната.
  
   в 1875 поменялась одежда маленьких великих князей. Вместо николаевских курточек, стилизованных под гусарские мундиры, детей всех Романовых почти одновременно одели в матросские костюмчики с тельняшками. Вероятно, эта мода пошла из Мраморного дворца, поскольку в 1874 генерал-адмирал русского флота великий князь Константин Николаевич ввел в русском флоте тельняшку
  
   1875 осенью (7) появилась воспитательница Александра Петровна Оллонгрен, ведшая и все уроки по программе для поступления в средние учебные заведения, и её сын Володя. Ей определили жалованье в 2600 руб. в год [О назначении вдовы капитана А.П. Оллонгрен, для занятий с Августейшими детьми Их Высочеств, и о производстве ей содержания.] и предоставили в Аничковом дворце квартиру с отоплением и освещением. Володя, ровесник Николая, стал учиться вместе с Великим Князем.
   Ученье начиналось ровно в 9. Уроки были по 50 минут, 10 минут перемена. Вне урока рисовали огромного папу и маленькую маму с зонтиком. Иногда на уроках бывал великий князь Георгий: этот только смотрел, слушал, вздыхал и норовил выбрать такой промежуток, чтобы поскорей стрельнуть из комнаты в сад. И мы смотрели ему вслед с искренней завистью.
   Писал небрежно, начиная с палочек. Первые полряда были аккуратными, но потом он находил автоматизм и быстро заканчивал ряды, не заботясь о ровности.
  
   от Володи Олленгэна о придворных: "...одеты как в цирке".
   6 декабря 1875 в день его тезоименитства дедушка Александр II пожаловал его первым офицерским чином прапорщика гвардии (Выс. пр. 6 декабря 1875).
  
   началась учёба, дававшая разом массу технического материала, и тогда стали обыгрываться сведения из истории: древние греки со своими фалангами и средневековье с рыцарями и замками.
  
   русско-турецкой 1877-1878 года [9-10]. Пап воевал. Кое-кто из родственников воевал. Многие, если не почти все придворные воевали. Мало кто из воевавших желал целенаправленно предаваться воспоминаниям о последней войне, но от лейтмотива куда денешься? Война была во всём - от светских бесед и газетных строк до повседневного мундира пап. В неё и играли. Неизгладимое впечатление производил на всех ребят журнал Всемирная иллюстрация - те номера его, которые были посвящены войне: детское воображение было потрясено картинками, изображавшими страшных янычар и геройские подвиги наших войск под Плевной во главе с белым генералом Скобелевым. Младшего они не задевали - слишком мало было конкретики.
  
   Однако главным своим изобретением из глины он считал совершенно простую и бесхитростную даже вещь - "шпигалки". Всё началось с естественного желания соорудить из художественной глины замок. И он был сооружён. Около фута в длину, в ширину и в высоту. На столе. Со стенами, башнями, с доступным путём снятия крыши внутренним устройством и даже с потайным ходом в толще стены - то, чем он выгодно отличался от покупной крепости из монолитных деревяшек. Но самое прелестное было в том, что сложен этот замок был из отдельных кирпичиков. Далее были вылеплены крошечные обитатели замка. Они же его защитники. Пузатые существа с ручками и ножками. Ну, потому, что более изящными столь мелкие человечки не получались. Потом, естественно, потребовались "враги", штурмующие замок. Однако у доблестных защитников враги должны исчисляться сотнями. Лепить сотни человечков с ручками и ножками сочли печальной перспективой. Тут ему пришла идея. Говорят ведь иногда, что враги, мол, "шли стеной". Вот он и изобразил их в виде следующих друг за другом стенок, обозначавших шеренги. Шеренги эти переставлялись всё ближе, "наступая". При этом от них отрывались куски и живописно разбрасывались по "полю боя" - таким образом шеренги врагов "несли потери".
   Эта игра показалась очень интересной. Однако в следующий раз решили, что пара десятков "защитников", отражающих нападение сотен врагов - это несколько неестественно, и что "защитников" должно быть гораздо больше. Лепить ручки-ножки множеству "защитников" также затруднились. Загвоздка была только в том, что каждый "защитник" должен был занимать на стенах замка своё место, и их нельзя было изобразить в виде сплошных "шеренг". Тогда он изобразил "защитников" в виде отдельных столбиков. Естественно, что и тот, кто играл за "врагов" тоже пожелал изобразить своих подобным образом. А потери выясняли, кидая поочерёдно в противников стрелу, изготовленную из карандаша и цыганской иголки. Жоржик почти сразу стал называть эти столбики "шпигалками". Преимущество "шпигалок" перед фабричными солдатиками состояло в том, что когда развернулось крупнейшее в их детстве сражение, то в нем с одной стороны участвовало две с половиной, а с другой - три тысячи. Попробуйте соорудить такое из покупных солдатиков. К тому же компактность "шпигалок" позволила растянуть сражение на несколько дней на единственном столе без необходимости собирать их на ночь. Правда, стол потом пришлось отмывать скипидаром. Собственными руками.
  
   Еще будучи школьником, он выказывал необычайно высокий интерес к интеллектуальным занятиям и много читал, ос­ваивая области социологии, политики, литературы, фило­логии, экономики, философии и истории. Еще до подрост­кового возраста он успел освоить классику русской прозы (например, Толстого, Тургенева и Достоевского) столь же успешно, как и стандартную социологическую литературу, включая большую часть трудов Дарвина и всего Спенсера. Он также регулярно следил за тем, что печатали тол­стые журналы, и с начальной школы с жадностью набрасывался на политическую периодику и памфлеты. Много лет спустя он вспоминал, какое яркое впечатление произ­вели на него протест Ивана Аксакова, направленный против Берлинского соглашения, и пушкинская речь Достоевского, хотя эти события произошли тогда, когда самому Струве было 8 и 10 лет
   Замечательный анализатор и компилятор. А натренировавшись в компиляциях стал и столь же замечательным синтезатором.
  
   сопоставление указуемого божия всемогущества с указуемым же целями, на которые это всемогущество направлено. Детское восприятие вольно в отношении абстракций, и материнское "Что во сне видели? Боженьку видели?" представляло нечто, что можно видеть, осязать. Вот слова окружающих о боге - в них он деятелен: повелевает, милует, даёт, берёт. А ещё образа - там он обычный старик, человек по сути. Отличается от прочих лишь тем, что по положению он "выше" даже самого царя - ведь это он, бог, "ставит царя", и его, божьей, милостью царь правит. Александр-младший принял как данное, что бог не встречаем в повседневной жизни, но только потому, вероятно, что это человек особый, единственный, главнейший из всех и потому крайне занятой, восседающий удалённо - "на небеси" - и снисходящий редко и индивидуально, не к каждому. При встрече он "спрашивает" - вроде экзамена - за всё житиё, и по результату "спроса" милует либо наказует. И "не приведи Господь..." Каждый встретится с ним в конце жизни, "предстанет перед господом". Многим везёт, потому что этот экзамен у них будет единожды, и то в конце жизни, когда уже ничего не будет страшно. Ему же придётся, видимо, встретиться с Ним ещё при жизни, когда бог будет "ставить на престол". Перспектива этой встречи и волнует его и радует. Но радует как-то абстрактно, потому только, что все говорят "возрадуйся" - ни с того ни с сего, когда радоваться нечему, будто радоваться можно на голом месте без причины. А вот для волнений есть действительные вполне материальные резоны.
   "Сам бог повелевает". "...существующие же власти от бога установлены".
   - правда ли, что на престол ставит Господь?
   - Правда
   - И он придёт меня поставить?
   ответ, как обычно у клириков, был похож на отговорку, что царевича всегда разочаровывало. Закон божий знал не хуже других предметов, но отвечал его равнодушно, иногда с едва уловимой язвительностью, и вообще равнодушно участвовал в церковных действах. Они его тяготили. Как и остальные вынужденные действа, практически все официальные мероприятия, на которых он по своему титулу или по воле отца должен был присутствовать. Затем, нелюбимыми были также взрослые увеселительные собрания. Потом ему надоели игры и другие времяпровождения с ровесниками, не входящими в его круг. И, наконец, с тем, как складывались его собственные военные взгляды, стали скучны любимые прежде парады и остальные околовоенные присутствия. Всего этого он старался избегать под любым предлогом, а если, как чаще бывало, избежать не мог, то переносил столь страдальчески, что заслужил характеристику апатичного, ленивого и нервного ребёнка.
   - Как ты находишь парад?
   - Если б при Севастополе наша армия так же браво маршировала, мы бы выиграли войну?
  
   - Александр вправду был великим?
   - Был.
   - Почему же его империя сразу разрушилась?
  
   - Наполеон был великим полководцем?
   - Конечно.
   - Почему ж его жизнь закончилась столь скорбно?
  
   Имеет ли смысл бога о чём-то просить, молить? В чём смысл контакта с высшим существом. Если бог всё знает? Ведь Он уже решил всё. Он действует по высшим, идеальным правилам. Идеальные правила уже давно роздали всем по заслугам. Какое же действие может иметь устная просьба к богу? Что она может изменить. Вообще, разве может быть высшему существу дело до нас? Если не читать "Да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя", - разве перестанет тогда имя Его святиться? Разве тогда Царствие его не придет? Разве не будет воли Его? Каков смысл всей этой нашей церковной возни в очах существа, для которого уже всё содеяно - вся наша будущая история человеческая. Это ведь так неприглядно - молить об уже содеянном. Уверять в предохранении от грехов, которые мы уже совершили. Нет и не может быть ему до нас никакого дела. А если есть ему до нас дело, значит он просто томится от скуки. Действительно, чем ещё заняться существу, для которого всё предрешено? Всё известно. Всё завершено. Остаётся только помереть.
  
   ----------------------------------------------------------------------------------------
   Среднее образование 1877-78 [10й], 1878-79 (11й), 1879-80 (12й),
  
   Когда в 1877 начался гимназический курс, Олленгрен продолжала заниматься с Николаем, помогая в выполнении домашних заданий. Проработала в Аничковом и Гатчинском дворцах до мая 1879. Родители довольны учительницей, что вылилось в пожизненную пенсию. Также Олленгрен получила от августейших родителей большую бриллиантовую брошь с вензелями: "AM" и датою: "1875-1879". Но и ранее, после каждого учебного года, родители также дарили ей броши бриллиантовые, но более скромные и обязательно со своими вензелями. Кроме этого, с 1 июля 1879 Олленгрен выплачивалась добавочная пенсия от Александра II - 214 руб. 50 коп. из сумм Государственного казначейства. После завершения работы с Николаем Олленгрен продолжила некоторое время посещать резиденцию, занимаясь с Георгием и Ксенией, получая 200 руб. в месяц. Занятия с ними закончились в мае 1881.
  
   5 марта 1877 на должность воспитателя великого князя Николая Александровича назначен генерал-майор Григорий Григорьевич Данилович, бывший членом Главного ученого комитета Военного министерства и директором Второй Санкт-Петербургской военной гимназии. Это было решение Александра II, которое не вызвало восторга у родителей. Им собрана особая комиссия, произведшая экзамен Великому Князю. Экзамен прошел блестяще, и о результатах было доложено Августейшим Родителям.
   Данилович более всего ценил дисциплину и послушание. Современники отзывались о нем нелестно. Он считался выдающимся педагогом, но, как писал генерал Н. А. Епанчин: Одно дело быть директором корпуса, в котором было несколько сот воспитанников, и другое - быть воспитателем будущего императора. Один этот вкрадчивый, слащавый голос чего стоил! - писал граф. - Это однообразное отчеканивание слов и "иезуитские" замашки! По мнению преподававшего цесаревичу тактику генерала Гудим-Левковича, Данилович делал из своего питомца умеренного, аккуратного старичка, а не бойкого юношу! Не много пользы принесло царю его воспитание".
   Даже кончина восьмидесятилетнего генерала в апреле 1906 не вызвала у современников сочувствия. Младший послал венок, но сам не присутствовал.
   Его, сухого, Саша терпеть не мог. В дневнике почти не упоминал. Например, за 1888 имеется только одно упоминание: В 8 час. поехали втроем с Григ. Григ. в цирк. Было весело (23 января). Попытка Даниловича внушить цесаревичу, что "чудодейственная сила таинства миропомазания во время Св. Коронования способна была даровать будущему Российскому Самодержцу все необходимые познания вызывала у Младшего неприкрыто издевательские насмешки.
   Не составил плана воспитания будущего императора, как то сделал В. А. Жуковский для сына Николая I, сашиного деда, цесаревича Александра Николаевича. Епанчин вспоминал: "...не было достаточного наблюдения за работой преподавателей". Данилович и не мог достаточно наблюдать за работой преподавателей - на него смотрели только как на инспектора классов, то есть классного надзирателя; императрица звала его просто Гоша, неоднократно и при детях позволяя насмешки в адрес генерала. Не было человека, сочувствовавшего назначению Даниловича воспитателем великого князя. Александру III это было известно - гофмаршал двора генерал В. В. Зиновьев по этому поводу специально разговаривал с ним. Но ничего не изменилось: не имевший влияния, не пользовавшийся авторитетом у своих воспитанников, Данилович, тем не менее, в течение всего курса образования цесаревича оставался его наставником. Занимал должность воспитателя при детях Александра III до 1891.
   Можно смело сказать, что Младший воспитал себя и приобрёл определённую часть, во всяком случае, систему своих знаний вопреки деятельности Даниловича.
   Жалованье воспитателю 5000 руб. в год, экипаж от двора наследника. В начале 1879 Данилович в прошении заявил, что ему не хватает 5000 руб. жалованья на обычные жизненные потребности и просил прибавить еще 1800 руб. в год. Просьбу удовлетворили.
  
   образование началось по программе, разработанной Даниловичем. Курс был рассчитан на 9 лет: первые 3 посвящены были предметам гимназического курса. В программу гимназического курса внесли некоторые изменения - вместо древних языков преподавали элементарные основы минералогии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии. Впрочем, заслуга и в сём несомнённом прогрессе принадлежит не Даниловичу - ликвидировать мёртвые языки из курса обучения Наследника решился ещё Николай I.
   в июне 1879 преподаватель естественной истории попросил известного анатома, профессора Медико-хирургической академии В. Грубера приготовить к сентябрю полный собранный скелет человека и добавочно вскрытый череп в пособие при занятиях великого князя Николая Александровича по естественной истории. Скелет доставили в Аничков дворец 6 сентября, за что цесаревич Александр Александрович выразил В. Груберу искреннюю благодарность. Что он его готовит в повивальные бабки, что ли? - возмущался Даниловичем генерал Зиновьев.
  
   Дополнительно изучались английский язык, политическая история, русская литература, французский и немецкий языки. Для Александра-младшего английский был таким же родным, как и русский. Накануне окончания образования, - вспоминал друг детства цесаревича великий князь Александр Михайлович, - ...[будущий царь] мог ввести в заблуждение любого оксфордского профессора, который принял бы его... за настоящего англичанина. Но, по утверждению Александра Михайловича, цесаревич так же хорошо владел немецким и французским.
  
   Даниловичу было предложено пригласить преподавателей по своему усмотрению и с одобрения цесаревны Марии Федоровны - приглашены гг. Коробкин (математика), Докучаев (русский язык) и преподаватель географии и истории. Позднее приглашены преподаватели: по французскому языку - мсье Дюпперэ и Лакост. [О назначении к великому князю Николаю Александровичу воспитателя и преподавателей, и об учебных пособиях.]
   Е. Е. Замысловский, выпускник и профессор историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, всю Специализируясь на изучении исторической географии (прилагательно к концу XVI-XVII веку), Замысловский составил один из первых в России учебных атласов по русской истории и объяснительный текст к нему. Вероятно, интерес последнего самодержца к XVII веку формировался под воздействием лекций этого профессора.
   Протоиерей Иоанн Леонтьевич Янышев (Закон Божий) с 1883 стал духовником Их Императорских Величеств и преподавателем цесаревича. Он читал курс канонического права в связи с историей Церкви, знакомил своего высокородного ученика с главными отделами богословия и историей религии. В царской семье его давно знали: Янышев, начинавший служение православным священником в Висбадене, затем преподававший богословие и философию в столичной Духовной академии и состоявший священником русской миссии в Берлине и (снова) в Висбадене, в 1864 преподавал Закон Божий Дагмар. С 1866 по 1883 Янышев был ректором Духовной академии в Санкт-Петербурге, специализируясь на изучении нравственного богословия. Протопресвитер оставался царским духовником вплоть до кончины в 1910м. Отца Иоанна ценили не за холодный ум или дипломатические способности, он понимал психологию среды, с которой его свела жизнь, и был деликатным пастырем (тем более что скандалы случались и в ведомстве придворного протопресвитера). В близких ко двору кругах его не считали горячим проповедником - современники указывали, что протопресвитер холодный богослов, влиять на душу он не может. Если Павского при Николае I за недостаточно горячее отношение к канону отставили, то Янышеву его формализм ничем не угрожал - времена уже были не те. Фактически придворные религиозные службы носили характер светских церемоний. Каждый мог запаздывать, пропускать службу по желанию, не будучи обязан никому отдавать отчета.
   Предметы
   Кол-во уроков в неделю
   Преподаватель
   Начало
   Русский язык
   4
   Статский советник Иван Федорович Рашевский
   19 марта 1877
   Арифметика
   4
   Коллежский советник
   Василий Адрианович Евтушевский
   19 марта 1877
   Чистописание
   4
   Руссель
   19 марта 1877
   Рисование
   2
   Карл Викентьевич Ленох
   19 марта 1877
   Закон Божий
   2
   Иван Леонтьевич Янышев
   22 октября 1877
   5 предметов
   16 уроков
   Немецкий язык
   4, с 1883 - 3 лекции
   с 1884 - 2; с 1888 - 1
   Преподаватель 3й военной гимназии
   Максим Карлович Прейс
   февраль 1879 - 1889
   География
   2
   Сергей Григорьевич Лапченко
   11 декабря 1879 - 1885
   Математика
    
   Статский советник Евтушевский
   19 марта 1877 - 1885
   Музыка
   Ежедневно, за городом
   - не менее 3
   Профессор консерватории
   Рудольф Васильевич Кюндингер
   февраль 1878
   Естественная история
   2
   Коллежский асессор Александр Яковлевич Герд
   21 февраля 1878
   Английский язык
   2
   Воспитатель Императорского Александровского
   лицея Карл Осипович Хис
   апрель 1878
   Французский язык
   2
   коллежский советник Ро,
   профессор университета Луи Арон Дюперре
   1878
   Минералогия
    
    
   1878
   Верховая езда
    
   старший берейтор Шефер
   1879
   Гимнастика
   2
   Доктор Владимир Филиппович Диаковский
   январь 1880
   Начальное военное обучение
    
   Фельдфебель Федор Плешаков
   август 1880
   Всеобщая история
    
   Доцент Санкт-Петербургского университета
   Замысловский (1000 руб. в год)
   сентябрь 1880
   Танцы
    
   Артист Императорских театров
   Тимофей Алексеевич Стуколкин (600 руб. в год)
   январь 1881
  
   Помощником Даниловича назначен преподаватель французского языка Лакост, ранее преподававший французский язык младшим сыновьям Александра II. Как помощник воспитателя, Лакост дежурил на детской половине Аничкова дворца в понедельник, среду и пятницу с 9 до 23 часов, одновременно занимаясь с детьми французским.
  
   В середине XIX века английский язык только начал приживаться при дворе, хотя многие его представители знали английский прекрасно. К концу XIX в. английский при российском императорском дворе решительно потеснил немецкий и отчасти французский. И все же для занятий в то время специально отбирались такие учителя (разумеется, носители языка), которые могли бы совмещать функции педагога и воспитателя. Таким человеком и был Карл Осипович Хис (Charles Heath или Гис, как его называли в России) - англичанин, живший в империи с 1850. Прекрасный акварелист. В 1856-1878 он преподавал английский язык и литературу в Императорском Александровском лицее, где его заметили и пригласили в Императорский дом. Он преподавал английский детям Александра II - Сергею, Павлу и Марии, будущему поэту КР - великому князю Константину Константиновичу и, в дальнейшем, великому князю Николаю Александровичу. Именно Хису последний самодержец обязан блестящим знанием английского языка с оксфордским произношением. По воцарении Александра IV английский стал единственным обязательным иностранным языком при дворе и в стране.
   Его пригласили в резиденцию с прицелом на занятие должности помощника воспитателя (гувернера), поскольку учитель французского языка Лакост подал прошение об увольнении. Хиса брали временно, на летние месяцы, пока подбирали замену Лакосту. С мая 1878 занятия французским языком временно проводил преподаватель Мариинской женской гимназии коллежский советник Ро.
   В июле 1878 Данилович вступает в переписку с французским гражданином Луи Ароном-Дюперре (Дюпре) - профессором, причисленным к французскому университету, которого Лакост рекомендовал на свое место. За исполнение обязанностей преподавателя французского языка и помощника воспитателя французу предлагались роскошные условия: 4500 руб. серебром в год жалованья и столовые; небольшая квартира при Аничковом дворце (либо 800 руб. квартирных); на переезд из Франции выдавали 2000 франков единовременно. Испытательный срок предполагался в 6 месяцев, при заключении контракта на 10 - 12 лет. По завершении контракта - пожизненная пенсия в 2000 руб. в год, при расчете золотом не менее 3 франков за рубль или более этого. 27 августа 1878 француз принял предложение.
  
   В ноябре 1878 Хис занял должность второго помощника воспитателя и преподавателя английского языка. В его обязанности входило, поочередно с Дюпре, 3 - 4 раза в неделю находиться безотлучно при Николае Александровиче и Георгии Александровиче, ночуя с ними, если это признано будет необходимым.
   Когда в первый раз (в 1878м, 10) появился за обеденным столом старик с красивым, ласковым лицом типичного английского джентльмена, Младший холодно приветствовал своего будущего воспитателя (при первом знакомстве не понравился). А после обеда, когда М-г Heath, желая сломать чувствовавшийся ледок, предложил мальчику поиграть с ним, Александр-младший с не свойственной его характеру напыщенностью сказал: "Как мне с вами играть? Я - князь, а вы - простой старик". Умный англичанин схватил тогда "князя" на руки, и через полминуты тот заливался веселым хохотом, защищаясь от блохи, которую изображал из себя M-r Heath.
   Курьезы детства - только курьезы. Ребенок обычно впитывает все, что слышит в своей семье, не всегда отдавая себе отчет в том, что говорит. Показателен такой случай: будучи совсем маленьким и находясь в гостях у брата деда - великого князя Константина Николаевича, Саш попросил того показать флот. На замечание Константина Николаевича, что зимой это невозможно, будущий самодержец наивно сказал: Отчего невозможно, папа говорит, что флот у тебя в кармане. Нелюбовь цесаревича Александра Александровича к дяде - генерал-адмиралу флота, отразилась в этом вопросе.
   После прохождения испытательного срока, с 12 января 1879 Хис стал работать в Аничковом дворце на постоянной основе. Судя по тому, что летом 1879 Хису выдали 400 руб. на наем дачи в Царском Селе, им были довольны. Об этом свидетельствует и пожалование Хиса в январе 1880 датским орденом св. Данеброга 3 ст., а также пожалование в апреле 1882 генеральским чином действительного статского советника.
   Младший часто упоминал Хиса, которого он поначалу именовал в дневнике Mr. Heath, а позже Хисычем. Но это была уважительная фамильярность, поскольку Хис не только занимался воспитанием будущего императора (работали в Зверинце с Мишой и Mr. Heath ... затем я играл с Mr. Heath на биллиарде и проиграл партию, 5 января 1882), но и английским языком (Хисыч весь день был страшно рассеян и путал все ... Читал с Хисычем, 19 января 1888).
   встречаются и такие записи: Между [уроками] дрались, по обыкновению, с Хисычем (27 октября 1884); между уроками дрались с Хисычем. дрались - обучение английскому боксу.
   Хис был воспитателем "по призванию". Диаметральная противоположность Даниловичу, истинный воспитатель наследника. Был действительным руководителем его занятий. Из воспитателей наиболее любим - почти друг. Представитель не столько монархии, сколько в реальности парламентского государства, нигилист по-нашему, насмешник над предрассудком и нелепой церемониальностью русского, да и какого-то бы ни было государства. А особо - над церковью, каковая была смесью того и другого, более - мошенничеством. Явно он этого не говорил, но направленность пренебрежения, выказываемого перед учеником, была именно такой. "Пока Вы ещё наследник, пользуйтесь случаем слышать правду. Станете царём - поздно будет".
   Он не только сумел понравиться ученику, что определило успешность изучения последним английского языка, но и многое сделал для его физического развития. Генерал Епанчин писал: Физическое развитие наладилось случайно. Дело в том, что для занятий по английскому языку был приглашен мистер Хис. ...Именно Хис обратил внимание на недостаточность физических упражнений цесаревича и занимался этим делом и, между прочим, закаливанием цесаревича, в чем достиг превосходных результатов. Говоря о результатах этого воспитания, Епанчин подчеркивал, что царь был очень вынослив в физическом смысле, не боялся сквозного ветра, не был подвержен простуде и обладал прекрасным здоровьем. Об этом же упоминают другие. Извольский писал, что действительным руководителем его занятий был англичанин Хетс, занимавший место частного учителя в Императорской семье... особенную склонность он чувствовал к спорту и затратил много труда, чтобы воспитать в своих учениках любовь ко всем видам спорта. Ему Александр IV обязан совершенным знанием английского языка и увлечением спортом. Негативно относившийся к царю Обнинский также считал необходимым упомянуть об этом: ...англичанин Mr. Heath, "Карл Осипович" как его обыкновенно называли... прекрасный художник и спортсмен... В юношеские годы первое место занял спорт всех видов, и царские сыновья хорошо скакали, стреляли, ловили лососей... подвижность и любовь к спорту отличали всех детей Александра III. Благодаря Хису Саш полюбил физическую культуру (но никак не спорт): монарх поддерживает и укрепляет свои силы здоровыми телесными упражнениями: ходьбой, верховой ездой, ездой на самокате, игрой в теннис, в кегли, греблей, плаванием.
   царские сыновья хорошо скакали, стреляли, ловили лососей. Подвижность и физическое развитие отличали всех детей Александра III. В марте 1881 семья переехала в Гатчинский дворец, и в одном из помещений для подрастающих наследников оборудовали гимнастическую комнату, где установили турник и параллельные брусья. Любимым зимним видом был хоккей. Сохранилось несколько фотографий Александра III с клюшкой в руках на катке у Аничкова дворца, рядом с подросшими сыновьями. Играли без коньков, в сапогах, гнутыми клюшками гоняли резиновый мячик. "Играли тяжелыми мячами (8 января 1888); На катке потеряли мячик. (25 января). Учил держаться на коньках Нину, и был буквально изумлен, когда увидел, как быстро ей это удалось. Даже став императором, какое-то время иногда всё же находил возможность поиграть в хоккей. В первую императорскую зиму 1894-95, когда на 26летнего царя свалилось множество дел, которыми он не занимался раньше, времени на каток уже не находилось. Тем не менее, он трижды за зиму (13 и 20 января и 8 февраля 1895) покатался на коньках на катке Аничкова дворца.
  
   Согласно Лао-Цзы, если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир - это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его. "Невозможно зажать ценнсть в кулаке. В кулаке останется только суррогат ценности. Ценность же протечёт между пальцами".
   Соблюдение "меры вещей" является для человека главной жизненной задачей. Не-деяние или, скорее, деятельность без нарушения этой меры (у вэй) является не поощрением к деструктивной пассивности, но объяснением сообщества человека и мира на единой основе, которой является дао.
   Лао-цзы рассматривал человека и весь мир в качестве законного порождения дао. Отсюда человек, являясь частью природы, должен иметь в качестве своего предназначения следование по пути добродетели (дэ) и прожить жизнь соответствуя природе. Лао-цзы видел корень зла в отступлении от законов природы. Таким образом, любая деятельность, противоречащая дао, становится причиной народных несчастий, а значит, главным правилом повседневности должно стать недеяние - увэй. Лао-цзы говорил: Знающий не доказывает, доказывающий не знает. Мудрый человек ничего не накапливает. Он всё делает для людей и все отдает другим. Дао мудрого человека - это деяние без борьбы. Недеяние... на самом деле есть именно деяние, притом весьма активное, соответствующее законам природы - соответствующее дао. Доверчивость, доброта и забота о народе отличают "непротивленца", следующего дао.
  
   Синто. Не существует универсального определения термина синтоизм, равно как и точных границ религии. В синто нет развитого богословия, а важная часть веры - поклонение природе. В ранней японской литературе синто имело множество значений: народные верования, включая различные суеверия; концепции, касающиеся веры в ками; религиозные учения, распространяемые тем или иным храмом, и ряд других значений. В Нихон сёки это слово употребляется в значении местные японские религиозные верования и обычаи. Иероглифы, образующие синто, в Китае могли обозначать и местные верования, и даосизм, и буддизм, и религию в целом. В синтоизме отсутствуют религиозная догматика, строгие этические предписания и универсальный комплекс верований. Религия развивалась в течение тысячелетий в разных частях Японии, и в её основе лежат локальные обычаи. Синто состоит в том, что ты есть частью природы. Кто от этого отступает, тот обречён. Синто состоит в том, что все объекты природы равны тебе и уважаемы наравне с тобой. Птицы и звери, поля и травы и вся другая природа, всё, что редко и необычно, то, что обладает исключительными качествами и внушает трепет, называется ками. Ками могут проявляться не только в объектах, но и в явлениях, таких как землетрясения, эпидемии, засухи и т.д. Души мёртвых людей также ками. Граница между богами и людьми, в отличие от христианства или иудаизма, размыта. Поведение ками подобно человеческому, а люди имеют одинаковый статус с ками. Не существует также границы между живым и неживым - вся природа одухотворена. Ками может быть на Земле, материальным объектом. Другие ками являются духом местности или определённых природных объектов (например, конкретной горы), другие олицетворяют глобальные природные явления. Были даже ками - духи родовых общин. В истинном, изначальном синто не было ками, как мыслимых отдельно от объекта антропоморфических духов.
   в отличие от западной индивидуальной этики, в синто преобладает этика общинная, предполагающая, что человек реализует себя в общине. В древнем синтоизме зло и добро, неудача и удача обозначались терминами аси (плохо) и ёси (хорошо), отражающими наличие или отсутствие практической ценности; эти категории применимы как к человеческому поведению, так и к природным явлениям. В синто нет понятий абсолютного добра и зла. (О людях, однозначно оцениваемых как плохие - Вот это ваше христианское абсолютное добро и абсолютное зло - они невыносимы. Чуть хоть что-то вы находите в человеке плохого, вы тут же пытаетесь найти в нём плохого ещё больше, чтобы доказать, что он совершенно порочен, и что в нём столько грехов, что ему уже никогда не отмыться - только в Ад.) Главной ценностью и единственным моральным требованием в синто является макото - прямота, искренность, истинность. Его противоположностью является магакото - искривлённость. Необходимо стремиться к должному или прямому и исправлять искривлённое. Любая ситуация может быть как искажена, так и исправлена. Понятие макото относится не только к людям, но и к ками. Для достижения макото человек должен избавиться от злобы и эгоизма и развивать в себе доброту и сочувствие к окружающим. Другим важным для синтоистской этики понятием является ва (гармония). Человек может достичь гармонии через правильный образ жизни и выполнение своих социальных обязанностей. Каждая община также должна придерживаться своего места в обществе. Понятие ва применимо не только к людям, но и к ками. аналогом понятия греха служит цуми, которое отличается от христианского греха. Человек совершает цуми, когда нарушает социальные установки.
  
   В 1879 Дюпре отправился в отпуск за границу на время заграничных путешествий семьи цесаревича. По возвращении, условия контракта с Дюпре несколько изменили - 10 лет службы в должности помощника воспитателя и учителя французского языка с 1 июня 1879. Цесаревич одобрил условия 10 июня 1879. до июля 1881 Дюпре жил в одной из квартир Аничкова дворца. После того, как цесаревич стал императором Александром III и число жильцов резиденции резко выросло, Дюпре был вынужден занимать квартиру в частном доме.
   занятия с цесаревичами организовывались на самом серьезном уровне. Например, когда Николаю с 1878 начали преподавать минералогию, для этого использовали не только коллекцию минералов, принадлежавшую цесаревичу Александру Александровичу, но и доставили из музея Горного института еще 80 единиц минералов.
   вполне уверенно играл на фортепиано.
   В январе 1880 в Аничков дворец для занятий гимнастикой пригласили доктора В. Ф. Диаковского, работавшего главным наблюдателем за врачебными гимнастическими упражнениями при институтах Ведомства императрицы Марии. Он заказал в Стокгольме 5 механических аппаратов для гимнастических занятий великих князей Николая Александровича и Георгия Александровича, за которые уплатили 3000 шведских крон. Кроме шведских тренажеров, к лету 1880 в Аничковом дворце в комнатах, назначенных для гимнастических занятий великих князей Николая Александровича и Георгия Александровича, появился столбик для прыгания в ширину, трамплин и матрац. Чуть позже в этих же комнатах появились: трехъярусная лестница; отвесные шесты (4 шт.); канаты (2 шт.); ступенчатые мачты (2 шт.); широкая шведская лестница и к ней скамейка; две полукруглые лестницы; два столбика для прыгания в ширину с веревкою и грузом; трамплин с ремнями; кожаный матрас, набитый волосом. Все это гимнастическое великолепие, изготовленное в мебельной, обойной мастерской и предметов гимнастического заведения А.В. Линдера, обошлось в 684 руб.
  
   Учился неровно. Чтение, счёт и складывание слов из букв при письме далось легко. Дальше, когда эти навыки стали развиваться в чистописание, орфографию и решение абстрактных арифметических задач, ему стало неинтересно и учёба пошла хуже.
   Потом, с развитием программы обучения, появились предметные уроки, которые его занимали - их он схватывал с ходу: естественные науки, рисование, новая история.
   На предметах, которые ему нравились, просто разговаривал с учителем, спрашивал, требовал аналогий, практических задач.
   Но были предметы, вызывавшие у него идиосинкразию, иной раз вплоть до действительного заболевания с лихорадкой и температурой: вначале это было чистописание, позже - закон божий, грамматика и классическая литература.
  
   Характеристики учителей: "Умственно одарён... в учёбе отстаёт". "Мальчик не прост, его не проймёшь воспитательскими внушениями".
   Характеристика отца: "Умная голова дураку досталась". Но дед говорил, что никто и ничего не смыслит, и что Сашка умнее их всех вместе взятых. Чем очень смущал Младшего, поскольку это означало, что папа глупее, а ему этого не хотелось. Путь к его душе - общаться с ним на равных. Он совестлив - не тереби его совесть, он жаден до практических знаний - не пичкай его отвлеченными материями, он склонен к неординарному мышлению - не подсовывай ему "правильных" ответов.
  
   процесс образования более-менее равномерен, поскольку от занятий отрывали различные обязанности. Особенно неравномерны в плане занятий зимние месяцы с января по апрель. Однако даже скучные занятия предпочитал ещё более скучным церемониям. Занятия начинались - если они начинались - строго в 9.
  
   Обучали детей Александра III и танцам. При этом предмет танцы считался значимым, и ему уделялось большое внимание. Детей учили по возможности парами. Великая княгиня Ольга Александровна училась танцам вместе со своим старшим братом Михаилом.
   Два старших брата - Николай и Георгий - жили вместе. Судя по планам второго этажа Арсенального каре Гатчинского дворца, комнаты мальчиков включали переднюю и спальную комнаты, два рабочих кабинета и общую классную комнату.
   в классной комнате находились два рабочих стола (наклон столешницы, как у обычной парты), карта Российской империи на стене, караульная будка, у которой отрабатывались строевые приемы, и какой-то физический прибор у стены.
  
   Стал предлагать учителям:
   - Ваш предмет будет лучше восприниматься, если иметь перед собой его ещё и в печатном виде. Не изволите ли предоставить мне свои лекции? Или порекомендовать какие-либо книги?
   Вскоре собралась внушительная библиотека из до сотни только рекомендованных преподавателями изданий. К ним ещё прибавилось до двухсот книг и около пятисот журналов так называемой ближней или подручной библиотеки, бывших у царевича в постоянном использовании. Это не считая тех, которые он брал временно. Такое число книг потребовало собственного кабинета, каковой и был предоставлен.
   Права наставников в кабинете были уже значительно урезаны. Например, в первый же день, не говоря уже о том, что он сразу запретил наставникам (кроме Хиса) находиться в кабинете постоянно, так ещё, отходя ко сну в своём кабинете, цесаревич оставил на столе книги и бумаги в том состоянии, в котором работал. На замечание наставника о том, что надо всё убрать, ответил, что желает назавтра продолжить работу немедленно с того места, в котором прервался так, как будто он и не прерывался, не тратя время на раскладывание книг и прибора, а главное - не восстанавливая мучительно в голове ход мыслей. Когда же цесаревич уснул, наставник, желая показать царевичу, что порядок эффективной работе не помеха, прибрал на столе. На следующий день случился невиданный скандал и всеобщий запрет трогать что-либо в его кабинете. Младший даже решил убирать в нём каждый выходной собственноручно, лишь бы не допускать туда посторонних.
   Зато он с удовольствием перенёс туда уроки с преподавателями.
  
   В круг общения помимо родных братьев
   Георгий Александрович (27 апреля (9 мая) 1871 - 28 июня (10 июля) 1899, Абастумани)
   Ксения Александровна (25 марта (6 апреля) 1875)
   Михаил Александрович (22 ноября (4 декабря) 1878)
   Ольга Александровна (1 (13) июня 1882)
   и двоюродных дядей - великих князей
   Николай Михайлович (1859-1919)
   Анастасия Михайловна (1860-1922)
   Михаил Михайлович (1861-1929)
   Георгий Михайлович (1863-1919)
   Александр Михайлович (1866-1933)
   Сергей Михайлович (1869-1918)
   Алексей Михайлович (1875-1895)
   входят его сверстники - дети близких к его отцу министрров двора:
   - графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова - Иван (одногодок)
   - графа Сергея Дмитриевича Шереметева - Дмитрий (-год), Павел (-3), Борис (-4),
   - графа Петра Андреевича Шувалова - Андрей (+2)
   - князя Василия Андреевича Долгорукова - Василий, Валя (одногодок), Александр (+2).
   - князя Николая Николаевича Оболенского - Владимир (+3), Александр (-2)
   - камергера Анатолия Дмитриевича Нарышкина - Кирилл (одногодок). В 1889 окончил Императорское училище правоведения. В 1890 выдержал офицерский экзамен при 2м военном Константиновском училище, 10 августа 1890 произведён в подпоручики лейб-гвардии Преображенского полка.
   эта компания получила название "картофель" - от печеной на углях костра картошки, которой часто заканчивались летние вечера в Гатчинском парке. У меня этот кружок будет воспитываться Младшим и развиваться вместе с его интересами.
   Образована потешная рота из родственников и детей придворных. У воинства существовал "служебный артикул". В снежных крепостях Аничкова сада случались баталии. 35 марта 1881: "Месячный рапорт о состоянии лейб-гвардии Александровского полка. С.-Петербург. Аничков сад. Крепость". "о наличии" в "строю находится" 1 унтер, 2 ефрейтора, 6 рядовых. подписал "командир второго взвода ефрейтор Александр Романов".
  
   В 1880 [12] сочинял сатирические рассказы, раскрывающие уже сформировавшиеся черты погруженного в себя ученика. Просматриваются скрытый юмор, симпатии и антипатии и лаконичный стиль.
  
   (Количество выпускавших спички фабрик к выходу в 1848 закона, разрешающего их производство лишь в Москве и в Санкт-Петербурге, достигало 30. В следующем году работала только одна спичечная фабрика. В 1859 году монопольный закон отменили.)
   В эти же годы достиг вершины абстракции солдатиков. Однажды, болея с подозрением на заразу, Саша оказался изолирован в отдельной комнате. И в его распоряжении оказалась только что начатая коллекция спичечных коробков. Не более двух десятков. Расставив их от суки по кресельной подушке, Саша любовался композицией. А надо сказать, что некоторые из этикеток изображали человеческие фигуры. И он представил, что коробки эти являются человечиками, а кресло - скалистой горой. Что это за человечики? Светлые коробки - конечно же, положительные персонажи. В горах. Греческие повстанцы. Или гарибальдийцы. А может солдаты Тергукасова. А тёмные коробки, соответственно, - их противники. И тут же завязался бой. Вначале рукопашный. Брался коробок и им толкался коробок-противник. Несильно, чтобы противник не улетал, а естественным образом падал на месте. При этом можно было толкнуть так, чтобы противник просто опрокинулся навзничь. Он тут же придумал, что лицом вверх означает "ранен". А можно ударить с подворотом так, чтобы "противный" коробок, валясь, ещё и повернулся лицом в сторону падения. То есть чтобы упал лицом вниз. Это значило, что он "убит". "Убитый" выбывал из игры, "раненый" лишь пропускал оставшуюся часть одного сражения. Очень удобная получилась вариация, поскольку за "хороших" можно было бить старательно, а за "плохих" - нехотя. Таким образом "наши" всегда были только "ранены". Потом началась стрельба. Стрелял из пружинного пистолета карандашами по очереди то в тех, то в других. "Убитые" и "раненные" определялись по прежним правилам.
   Когда изоляция закончилась, новая игра была продемонстрирована остальным. Она понравилась, поскольку содержала меньше формальностей, нежели "шпигалки". Все сразу же стали собирать себе армии, что составило отдельный азарт. Обносилась кухня и все другие доступные источники. Самым эффективным источником оказались дворовые работники, которых можно было попросить купить спички в магазине. Правда, тут более трёхсот "солдат" ни у кого не набиралось. Неудобно также было, что все коробки у разных игроков оказались одинаковыми. Но из этого положения вышли быстро: каждый придумал себе знамя и рисовал его стилизованно на верхнем торце каждого своего коробка. У Саши это были две полоски: зелёная и коричневая - вдоль длинной стороны. У Володи - синяя и красная поперёк. У других - ещё что-то. И когда "солдаты" расставлялись на большом ковре, сверху было прекрасно видно где чей.
   Потом сочтено было, что стрелять из пистолета накладно. Долго заряжать, и карандаши постоянно терялись. Тогда стали по очереди бросать в строи противника камешками от недавно подаренной манкалы, благо их там было с сотню. Теряй - не хочу. Вскоре стали разыгрываться такие сражения, что поболеть за играющих собирались взрослые. Но это было только начало. Вскоре каждый, по Сашкиному примеру, конечно, сделал себе "царя", "министров", завёл государственную печать, стал писать "указы". "Личные грамоты", выструганные из спичек "генеральские сабли" и "денежки" достоинством в одну спичку каждая можно было весьма удобно хранить внутри самого "индивида". Теперь "войны" начинались не с бухты-барахты, а в результате "международных отношений". И т.д.
   Но это всё были цветочки. Самое интересное началось, когда Сашка уединился в другой раз и, вернувшись, показал новую придумку. Это были четыре пушки! Стволы "катались" из бумаги на оправке - круглой спице. Лафеты первых пушек делались из художественной глины. Но главное - пушки стреляли! Вначале, правда, глиняными ядрами и недалеко. "Порохом" служила счищенная с тех же спичек сера. Зато это были настоящие выстрелы. Все тут же стали делать себе артиллерию. Несомненно было, что артиллерия обязана была давать своему обладателю какое-то преимущество. Но какое? Было решено, что при своём ходе каждый играющий может лишь один раз бросить камешек, но его артиллерия при этом могла выстрелить по одному разу из любого количества пушек - хоть изо всех.
   Хотя эти первые пушки были совершенно неэффективными, зато эффектными, создавая шум и изрыгая дым и пламя. Далее пошло лучше. Во-первых, пушки стали катать на карандаш - это был больший калибр - а стрелять дробью. Вначале в качестве дроби использовали рис - для безопасности. Да, о безопасности очень даже заботились. Без каких либо увещеваний со стороны взрослых. От взрослых, кстати, "боевые припасы" вообще скрывали и стреляли лишь в их отсутствии. Крупа оказалась слишком лёгким снарядом, способным свалить вражеский коробок лишь при выстреле в упор. И вскоре её заменили настоящей дробью. Во-вторых, хотя вместо "ручного" способа добычи серы очисткой спичек по одной вскоре стали использовать кофемолку, добыча серы всё равно оставалась делом хлопотным. Поэтому сера была заменена доступным охотничьим порохом. И, в-третьих, Сашка "изобрёл" снарядные пушки - некое подобие древних каморных орудий, многочисленными каморами для которых запасались заранее, что устраняло значительные задержки в игре, связанные с продолжительным заряжанием и опасностью быть в это время уличёнными в огнестреле. За это "изобретение" - в бутафорском его варианте, конечно - Сашка удостоился особой похвалы от отца. "Боевые" снаряды внешне отличались от бутафорских лишь приклеенной к нему спичкой. Именно после этих усовершенствований их пушки приобрели действенный огонь, а в игровой комнате на обоях в известном только им месте чуть выше плинтуса появились четыре весьма кучные пробоины.
   Это оказалась не простая игра. С ней связаны были некоторые совершенно практические понятия, принятые Александром-младшим. Например, вначале коробки расставлялись аккуратными колоннами. При этом можно было ловко пустить камешек низом так, чтобы выбить из строя противника сразу полшеренги. Но вскоре Сашка стал расставлять своих вроссыпь, с большими интервалами, и к тому же укрывая их за различными препятствиями и перемещая от одного препятствия до другого. От Хиса, которого вполне терпели как зрителя и даже предпочитали его присутствие в качестве третейского судьи, последовало замечание, что "так не воюют", на что получил ответ: "А следовало бы". Наставник заметил: "армия, обращённая в толпу, не имеет руководства". "Но ведь американцы в гражданскую как-то руководили. Солдатами не следует понукать "цоб-цабэ", как стадом. Им надо просто с самого начала указать цель атаки, и положиться на то, что каждый из них найдёт лучший для себя способ достичь этой цели". Все подхватили рассыпной строй, и лейпциговских геометрических толп на их полях больше не было.
   С наступлением тёплого времени года военные действия перенесены в сад. Вот где можно развернуться вовсю. Тут можно, во-первых, выставить сразу всё своё двух-трёхсотенное воинство. Во-вторых, можно строить редуты и, главное - копать траншеи. О, траншеи - это такие щели, в которых коробки хотя и получают попадания - ведь камешки бросаются сидящими несколько сверху - но из-за узости этой щели коробки редко падают - и то только набок, что стало расцениваться как "лёгкое ранение", не приводящее к выбыванию из строя. Получался эффект, подобный реальному: обороняющиеся в траншеях несли ничтожные потери, тогда как атаки на них оказывались губительными.
  
   6 мая 1880, когда Николаю исполнилось 12 лет, он стал подпоручиком гвардии (Выс. пр. 6 (18) мая 1880)
  
   В конце 1867 Долгорукова вернулась в Петербург, где её ожидал влюблённый император. Их регулярные свидания проходили во всех резиденциях. То, что императрица Мария и наследник Александр явно не одобряли эту скандальную связь, ничуть не смущало императора, потерявшего голову от любви. Мало того, в 1870 он настоял на зачислении княжны Долгоруковой в число фрейлин своей жены.
   То есть бабка Саши была просто бессловесной.
   В начале 1870х врачи обнаружили у Долгоруковой малокровие и посоветовали для встряски организма родить ребёнка. Император с жаром поддержал предложение лекарей, и 30 апреля 1872 в Зимнем дворце на свет появился Георгий. За следующие шесть лет Екатерина подарила императору ещё троих детей.
   22 мая 1880 скончалась давно болевшая чахоткой императрица Мария Александровна. Не дожидаясь истечения годичного траура, 6 июля Александр II заключил морганатический брак с княжной Долгоруковой, получившей титул светлейшей княгини Юрьевской.
   Вскоре император представил свою новую супругу цесаревичу Александру, а также и всей свите. Особенно неприязненные отношения сложились между княгиней Юрьевской и цесаревной Марией Фёдоровной. Последняя категорически не хотела принимать создавшееся положение, тяготилась общением с новыми родственниками и не желала, чтобы её дети (внуки Александра II) общались с детьми от его незаконной связи. Через скандалы и споры император настоял-таки на общении своих внуков с маленькими Юрьевскими, а также на уважительном отношении к своей супруге.
   Княгиня Юрьевская, впервые появившись у нас на семейном обеде - разумеется, без всякого приглашения (???), имела бестактность не скрывать своей близости с государем. На моего старшего сына, - говорила Дагмар, - это, видимо, произвело сильное впечатление, потому что вскоре он спросил меня: не родственница ли нам эта дама? Я была совершенно не готова к такому вопросу и просто ответила - нет. Но он весьма рассудительно заметил мне, что "дамы из общества никогда так не обращаются к дедушке, как она". Я поняла, что отступать некуда, и сочинила сказку, которую все матери вынуждены рассказывать своим детям, то есть что император женился на вдове и усыновил ее детей. Но и на этот раз он не слишком мне поверил, и я заметила, как он страшно побледнел.
   - Как он мог это сделать, мама? Ты ведь сама знаешь, что в нашей семье нельзя жениться так, чтобы об этом не узнали все.
   Он ушел от меня задумчивый и завел этот же разговор с гувернёром, которому высказал:
   - Нет, тут что-то неясно, и мне нужно хорошенько поразмышлять, чтобы понять.
   А вот воспоминания Великого князя Александра Михайловича:
   Сам старый церемониймейстер был заметно смущен, когда, в следующее после нашего приезда, воскресенье вечером, члены Императорской семьи собрались в Зимнем Дворце у обеденного стола, чтобы встретиться с княгиней Юрьевской. Голос церемониймейстера, когда он постучал три раза об пол жезлом с ручкой из слоновой кости, звучал неуверенно:
   - Его Величество и светлейшая княгиня Юрьевская!
   Мать моя смотрела в сторону, цесаревна Мария Федоровна потупилась...
   Император быстро вошел, ведя под руку молодую красивую женщину. Он весело кивнул моему отцу и окинул испытующим взглядом могучую фигуру Наследника.
   Вполне рассчитывая на полную лояльность своего брата (нашего отца), он не имел никаких иллюзий относительно взгляда Наследника на этот второй его брак. Княгиня Юрьевская любезно отвечала на вежливые поклоны Великих Княгинь и Князей и села рядом с Императором в кресло покойной Императрицы. Полный любопытства, я не опускал с княгини Юрьевской глаз.
   Мне понравилось выражение её грустного лица и лучистое сияние, идущее от светлых волос. Было ясно, что она волновалась. Она часто обращалась к Императору, и он успокаивающе поглаживал её руку. Ей, конечно, удалось бы покорить сердца всех мужчин, но за ними следили женщины, и всякая её попытка принять участие в общем разговоре встречалась вежливым, холодным молчанием. Я жалел её и не мог понять, почему к ней относились с презрением за то, что она полюбила красивого, веселого, доброго человека, который к её несчастью был Императором Всероссийским?
   Долгая совместная жизнь нисколько не уменьшила их взаимного обожания. В шестьдесят четыре года Император Александр II держал себя с нею как восемнадцатилетний мальчик. Он нашептывал слова одобрения в её маленькое ушко. Он интересовался нравятся ли ей вина. Он соглашался со всем, что она говорила. Он смотрел на всех нас с дружеской улыбкой, как бы приглашая радоваться его счастью, шутил со мною и моими братьями, страшно довольный тем, что княгиня, очевидно, нам понравилась.
   К концу обеда гувернантка ввела в столовую их троих детей.
   - А вот и мой Гога! - воскликнул гордо Император, поднимая в воздух веселого мальчугана и сажая его на плечо. Скажи-ка нам, Гога, как тебя зовут?
   - Меня зовут князь Георгий Александрович Юрьевский, - ответил Гога и начал возиться с бакенбардами Императора, теребя ручонками.
   - Очень приятно познакомиться, князь Юрьевский! - шутил Государь. - А не хочется ли, молодой человек, вам сделаться Великим Князем?
   - Саша, ради Бога, оставь! - нервно сказала княгиня.
   Этой шуткой Александр II как бы пробовал почву среди своих родственников по вопросу об узаконении своих морганатических детей. Княгиня Юрьевская пришла в величайшее смущение, и в первый раз забыла она об этикете Двора и назвала Государя - своего супруга - во всеуслышание уменьшительным именем.
   Деду очень хотелось, чтобы его новую семью приняли, особенно, чтобы её принял его любимый Младший. И тот поладил с его новыми детьми и не питал негативных чувств к Юрьевской. Но после смерти Александра II, летом 1881 Юрьевская переехала в Малый Мраморный дворец и исчезла из его жизни. А менее чем через год после смерти Александра II, в 1881м же, покинула Россию.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"