Ромм Фредди А. : другие произведения.

Творцы и творения. Ч. 2. Где Элиза и Медведь, а где Шариков?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Продолжение статьи "Творцы и творения. Ч. 1. Волшебник Хигинс Преображенский" http://zhurnal.lib.ru/editors/r/romm_freddi_a/higg.shtml

  Итак, в первой части статьи мы рассмотрели Творцов - учёных (Преображенский, Хигинс) и Волшебника. Как мы отметили, общего между ними немало, а различия, на первый взгляд, малозначительны.
  
  Разница между творцами проявляется намного сильнее в их творениях. Что можно о них сказать?
  
  Разумеется, оценивая Творения - Шарикова, Герцогиню-Элизу и Медведя - нельзя оставить в стороне окружающий мир. Общество. Насколько оно влияет на Творения?
  
  Что, если бы мир вокруг Шарикова оказался бы не таким жёстким, хамским, экспроприаторским? Может, и Шариков вёл бы себя иначе? Ведь пёс таков, каков его хозяин. Шариков увидел в советской империи могучего хозяина - и принялся перед ним выслуживаться. А если бы он оказался в стране вроде тогдашней Англии, где никто не приветствовал забивание кошек НА ПОЛЬТЫ? Несчастный паразит, неспособный ни на что без Преображенского, но не видящий иного пути, кроме вытеснения и уничтожения Творца. Шарикова можно пожалеть. Ведь он оказался не так творением, как жалкой тварью.
  
  Так что вполне вероятно, что Шариков скорее жертва советской системы, нежели главный преступник. Хотя, конечно, сочувствовать этой жертве трудно.
  
  В отличие от Шарикова, Элиза привыкла противостоять обществу. Конечно, она не мятежница, и всё же сознаёт, что далеко не со всеми из окружающих ей по пути. Пока она всего лишь уличная цветочница, это проявляется в мелком вранье, желании урвать несколько лишних пенсов, пусть нереспектабельным путём. Но в её ли положении думать о респектабельности? Однако, едва став Леди, Элиза меняет свой образ поведения. Дело не только в том, что она не согласна более унижаться, как прежде. Дело и в том, что она может за себя постоять. Для этого ей не нужно, как Шарикову, оттяпывать квартиру у Творца-профессора. Она просто готова пройти по его же пути. Хигинс этим недоволен, но лишь сперва. До него быстро доходит, что если Элиза публично разоблачит его поступок, то это станет для него великолепной рекламой. Уж если он сумел выдать цветочницу за герцогиню, куда дальше? Элиза, разумеется, для него не конкурент, хотя на жизнь заработать сможет. Вот и выходит: свободное общество - свободное Творение, которое может сосуществовать с Творцом. При этом Творение-Элиза проходит только начальный этап с помощью Творца, а далее уже самостоятельно. И будет творить сама себя... если Творец и Творение не решат вдруг соединиться, отказавшись от холостяцкого бытия. А к этому всё движется, по сюжету пьесы.
  
  Однако Медведь идёт ещё дальше. Идёт - вопреки всему: рассудку, воле Волшебника, мнению окружающих. Идёт туда, куда его зовёт голос любви. Если Преображенский едва не становится жертвой своего Творения, а Хигинс не сразу находит со своим Творением общий язык, то для Медведя его Творец оказывается главным врагом. Не потому, что Медведь в чём-то провинился. Просто Медведь вдруг решил выйти за рамки той схемы, которую установил ему Творец-Волшебник. Парадокс: Волшебник решил уничтожить собственное Творение только потому, что оно слишком хорошо удалось! Неужели испугался? Чего - собственного дара? Непредвиденности, за которую сам же ратует? Сделать бороды курам можно, а допустить превращение медвежонка в подлинного Человека, героя - слабо? Вот и выходит, что в пьесе Шварца главным созидателем, Творцом оказывается именно Медведь. А Волшебник... Увы, Волшебник всего лишь на подсобной роли, с которой справился не лучшим образом.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"