Самокрутов Павел Владимирович : другие произведения.

О Булате Окуджаве

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мой видение творчества Булата Окуджавы

  О Булате Окуджаве.
  
  Биография этого человека широко известна. Он стал одним из символов "шестидесятников" и "шестидесятничества". Несколько поколений огромной страны слушали его песни и читали его стихи. Это - мой любимый поэт и бард, которого я полагаю гением. Лично я буду слушать его всю жизнь, невзирая ни на что. Мне было 5 лет, когда родители купили мне виниловую пластинку, на которой были всего четыре его песни. Казалось бы, что я тогда понимал. Но его характерный, чуть монотонный голос завоевал меня. Стихи его песен завораживали. И с тех пор я стал его поклонником. Мне предстояло через года узнать многогранный талант этого человека. И к зрелым годам мое поклонение перед Окуджавой только увеличивалось. Я не стану пересказывать его биографию и перечислять его песни, это все известно и без меня. Но я скажу о своем видении его таланта. Когда говорят о Окуджаве, почему-то всегда имеют в виду его "бардовские" песни. И люди ценят именно эту составляющую его творчества. Да, он много выступал с концертами и им спето много песен под гитару. И у большинства людей советского времени, даже знавших его лично, он ассоциируется именно с его самодеятельными песнями, которые в свое время напевала вся страна. Но это лишь одна грань его таланта. А лично я считаю, что это как раз не самая сильная сторона его дарования. Да, это придавало ему публичность, его песни переписывались на катушечные магнитофоны и расходились в народе. Но, на мой взгляд, Окуджава в первую очередь гениальный поэт. Им написано несколько сотен стихотворений, и его поэтические сборники были востребованы и при СССР, и даже сейчас. И в наше время непросто купить сборник его стихов, их явно сметают с прилавка. И вот это и есть главная составляющая его творчества. Да, часть его стихов была им исполнена под гитару и стала знаменита как песни, но большую часть стихов он никогда не пел, они печатались в стихотворных книгах. И второй важный аспект его таланта - это стихи к песням, звучащим во многих отечественных кинофильмах. Он много сотрудничал со знаменитым советским композитором Исааком Шварцем, и этот авторский дуэт оставил много замечательных песен для кино, которые стали народными и зажили своей жизнью. Можно очень долго перечислять весьма известные кино- и телефильмы, которые видели все или почти все. Эпохальное "Белое солнце пустыни"... Другой фильм того же режиссера В.Мотыля "Женя, Женечка и катюша", где Окуджава создал не только известную песню "Капли Датского короля", но и был автором сценария, который был написан по мотивам его повести "Будь здоров, школяр" (в основу которой легли отчасти его фронтовые воспоминания) (да, если кто не знает, он писал не только стихи, но и прозу). Он был соавтором сценария к известному фильму "Верность". А отдельный разговор - это песни к одному из прекрасных фильмов моего детства, на котором выросло поколение детей - веселая музыкальная киносказка "Приключения Буратино" режиссера Леонида Нечаева. Этот режиссер был поклонником Окуджавы и упросил его лично написать тексты песен к снимаемой им экранизации известной сказки. Окуджава написал целую серию песен, часть из которых, правда, была забракована (вероятно, показались слишком взрослыми и серьезными для такого фильма) (эту часть песен дополнил другой талантливый поэт, Ю. Энтин). Музыку написал неподражаемый Алексей Рыбников, и зрители фильма наслаждались не только самой сказкой, но и песнями, сочетающими в себе искрометный юмор и иронию, доброту и злобную сатиру ("Песня папы Карло", "Песня Карабаса Барабаса", "Песня лисы Алисы и кота Базилио", и особенно "Песня Пьеро", которую я считаю шедевром интеллектуального юмора, и еще нескольких саунд-треков к этому фильму). Что, кстати, опровергает убеждение в природной угрюмости характера Булата Шалвовича. Человек без чувства юмора не мог написать подобные шлягеры, которые нередко поют отдельно от фильма, они зажили собственной жизнью. Вместе с композитором Станиславом Пожлаковым он создал цикл песен к приключенческой дилогии "Кортик" и "Бронзовая птица". Так уж получилось, что он был не только и не столько бардом, сколько крупным поэтом-песенником, и большинство его песен звучат именно в кино. И в этом же жанре песен для кино раскрылась и другая грань его таланта - он автор прекрасных романсов. Он - мастер романса, огромное количество романсов, звучащих в советских фильмах, написаны на его стихи. Самые известные из них - "Любовь и разлука" из фильма "Нас венчали не в церкви" (исполняла Людмила Сенчина), "Кавалергарды, век недолог" из фильма "Звезда пленительного счастья", два романса -- "Счастливый жребий" и "Женщина в окне" из военной драмы "Законный брак"... Перечислять романсы Окуджавы можно очень долго. Известный певец Олег Погудин является поклонником Окуджавы, и в его репертуаре занимают важное место песни на его стихи, в частности, прекрасный романс "Не клонись-ка ты, головушка". И многие песни Окуджавы пели знаменитые советские певцы - Георг Отс с величественной песней о Ленинграде "Плывут дома, как корабли", Людмила Гурченко с ироничной "Песенкой о несбывшихся надеждах (Один корнет)", Андрей Миронов в фильме "Соломенная шляпка" со знаменитым шлягером "Песенка человека решившегося" ("Иветта, Лизетта, Мюзетта, Жаннетта, Жоржетта"), Иосиф Кобзон ("Не верю богу и судьбе"), а также Александр Малинин, в 80-е исполнивший романс "Любовь и разлука". И это лишь те песни на стихи Булата Шалвовича, которые я могу вспомнить на память. На деле этих песен, служивших саунд-треками ко многим фильмам, гораздо больше. Молодежь шестидесятых напевала песенку "Старый причал" ("Чайка летит, ветер гудит, шторм надвигается"). Настоящим гимном советской пионерии стала песня из фильма "Друг мой Колька" "Веселый барабанщик", а также другая песня из этого фильма - "Над морем, над сушей". У него были и песни о море -- "Рыбак, рыбак" и "Песенка про море" ("Мальчики, мальчики и девочки, с крыльями и без"). А уж его песни о войне... Окуджава мало воевал, но одна медаль у него все же была - "За оборону Кавказа". Но фронтовики очень уважают его творчество. У него много песен на военную тему, но две песни на его стихи стали одними из песенных символов войны, наравне с тухмановской песней "День Победы". Это, конечно же, песня "Бери шинель, иди домой!" (музыка В.Левашова) и песня из кинофильма "Белорусский вокзал". Без этих двух песен невозможно представить себе празднование Дня Победы ни в советское, ни в наше время. Вся страна вслед за Ниной Ургант запела "От Курска и Орла война нас довела до самых вражеских ворот, такие, брат, дела!" Эта песня стала даже маршем (оркестровый вариант написал Альфред Шнитке), под который маршируют войска на парадах в честь Дня Победы. А песня "Бери шинель, иди домой" стала гениальным реквиемом всем не вернувшимся с войны. Другой его шедевр - известная песня "До свидания, мальчики" могла быть написана только человеком, лично видевшим трагическую атмосферу страшного 1941 года. Интересно, что когда ее поет сам Окуджава под гитару, она не очень-то выразительна, но когда эту песню на несколько голосов поет хор, то лично у меня мурашки пробегают по спине.
  Что меня удивляет в последнее время?
  Какой-то заговор молчания вокруг него. Какое-то негласное табу. В наше время много стало уделяться внимания советским поэтам и композиторам. Прекрасное телешоу "Достояние республики", создав серию хороших концертов, посвященных и умершим, и ныне здравствующим поэтам, певцам и авторам песен СССР и России, обошло Окуджаву стороной. В телевизионных передачах регулярно поются песни почти всех советских авторов, в том числе тех, которые считали себя учениками Окуджавы. Взять его самого гениального ученика, Владимира Высоцкого (тоже мной весьма уважаемого). Говорят, что в жизни они не были близкими друзьями, хотя были хорошо знакомы лично. Но Высоцкий до конца своей короткой жизни во всех интервью высоко ценил Окуджаву, говорил о том, что он начал петь под гитару свои стихи, подражая именно ему. Он даже написал песню "Подражание Окуджаве". Высоцкого в наше время, что называется, "подняли на знамя". Каждый год в его день рождения в конце января, даже если это год не юбилейный, проводятся концерты, на которых поют его песни. Организовали передачу "Своя колея". Сын Высоцкого Никита регулярно появляется на телевидении. Все это заслуженно, Владимир Семенович достоин всего этого, он гений. Но меня постоянно мучает вопрос, куда же "задвинули" Окуджаву? Ведь это поэт, сравнимый по уровню таланта с Евтушенко, Робертом Рождественским и тем же Высоцким, а в чем-то и превосходящий их. Сын Окуджавы от второго брака Булат-младший (Антон) вообще нигде не появляется, совсем не публичная фигура, хотя он талантливый музыкант и композитор. Но у меня возникло ощущение, что по какому-то тайному распоряжению имя Окуджавы вычеркнули отовсюду. Что-то похожее было в 70-е годы прошлого века с талантливым певцом Валерием Ободзинским. Он оказался неугодным телевизионному начальству, и мало того, что ему не давали выступать на телевидении и радио, так даже пленки с его записями размагничивали, пытаясь стереть даже память о нем. И, как мне кажется, что-то подобное происходит с памятью Булата Шалвовича. Одна его песня из знаменитого кинофильма "Белое солнце пустыни", знаменитый романс Верещагина ("Ваше благородие, госпожа Удача") стала народной. И ее поют во многих шоу и конкурсах эстрады, но даже обсуждая эту песню, совсем не упоминают автора. Что это, политика? Я читал о том, что Окуджава был в числе подписавших знаменитое "письмо 42-х", написанное в октябре 1993 года в связи с политическими событиями. Чем вызвал к себе яростную ненависть имперски и коммунистически настроенных публицистов и политиков. Актер Владимир Гостюхин, бывший его поклонником, демонстративно разбил пластинку с его песнями. Смешно... Если так рассуждать, то следовало бы запретить и подвергнуть обструкции почти всех доживших до наших дней советских деятелей искусства, большинство из которых тоже подписали это послание. Еще я слышал о том, что в последние годы жизни Окуджава был близок к русофобским кругам и был личным другом Чубайса, Макаревича и других людей, которых в наше время не любят за оппозиционный настрой к нынешнему правительству. До чего же политизированы наши люди. Если политические взгляды человека не совпадают со взглядами большинства людей, то его уже ненавидят и игнорируют его талант. Правильно ли это? Я уже давно мечтаю, чтобы сделали большой концерт, посвященный памяти и творчеству Окуджавы. Если такой концерт организовать с участием звезд эстрады (многие из которых, в частности, Алла Пугачева, знали Окуджаву лично), и в этом концерте исполнить даже не самодеятельные его песни, а песни из кино и эстрады, написанные на его стихи, то это будет прекрасный авторский вечер, и многие зрители получат огромное удовольствие. Но, похоже, дурацкая политика не дает сделать этого... Люди, помните гениальное творчество Булата Шалвовича, читайте его стихи и слушайте его песни.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"