Шестакова Раиса Викторовна : другие произведения.

Два Юбилея

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  Раиса Шестакова
  
  ДВА ЮБИЛЕЯ
  
  Государство - это печь, которая горит только на одних дровах - на людских. А иначе эта печь заглохнет, потухнет. - Чингиз Айтматов
  Моя вторая мать - великая Россия, моя вторая мать - Москва. Воспитала, окрылила, вывела на широкий путь. - Расул Гамзатов
  
  После того, как умолкли торжественные фанфары по случаю 100-летнего юбилея Расула Гамзатова, в интернете неожиданно высыпались, как горох из стручка, десятка два фильмов из архивного фонда Дагестанского телевидения. Документальная хроника - это всегда интересно, поэтому я посмотрела все ролики, но ничего нового не увидела - замусоленная колода карт, которую тасуют пятьдесят лет. Периодически, то к круглым, то к полукруглым датам юбиляра выпускают очередную поделку, состоящую из одних и тех же клише: два десятка фотографий, десяток хроникально-документальных кадров, несколько стихов, известных благодаря именитым композиторам и певцам. Ну, и конечно Каспий, горы, скалы, парящие в небе орлы, и непременные "Журавли", от которых уже скулы сводит - сколько можно эксплуатировать эту тему! Почти все фильмы чёрно-белые, на отечественной плёнке низкого качества, однотипные, повторяющие в сотый раз всем известные факты. Исключение составляет последний, цветной, по книге "Мой Дагестан", озвученный В. Лановым. Чувствуется, что сценаристы давно истощились, что вполне понятно.
  
  На всех юбилейных концертах исполняют песни на стихи Гамзатова самые высокооплачиваемые певцы, как И. Кобзон, Л. Лещенко, С. Захаров. От союза писателей приветствуют юбиляра самые популярные поэты и прозаики, как Е. Евтушенко, В. Солоухин, Ч. Айтматов. Среди почётных гостей композиторы Мурад Кажлаев, Ян Френкель, известные политики. Расул ни с кем никогда не ссорился, со всеми дружил, всем писал хвалебные стихи в расчёте на взаимную благосклонность, перед начальством гнул спину, беспрекословно подписывал подмётные письма на гонимых диссидентов, в общем, был бесхребетным, беспринципным служакой режима и безвредным для коллег-писателей сотоварищем по перу. Поэтому они снисходительно принимали приглашения на юбилейные концерты и банкеты, благо все эти "творческие" командировки щедро оплачивались из государственного бюджета.
  
  В предыдущей статье я сравнивала гражданскую позицию Расула Гамзатова с поэтом и прозаиком Владимиром Солоухиным, который перевёл его книгу "Мой Дагестан" на русский язык. Сегодня мне хочется провести параллель между Расулом Гамзатовым и Чингизом Айтматовым, тем более что и повод имеется - в декабре 2023 года исполнилось 95 лет со дня его рождения. Чингиз Айтматов - киргизский и русский писатель (билингв), дипломат, Герой Социалистического Труда, Герой Киргизской Республики, народный писатель Киргизской ССР, академик АН Киргизской ССР, лауреат Ленинской и трёх Государственных премий СССР. А также депутат Верховного Совета СССР, член Президентского совета СССР, член ЦК Компартии Киргизии, член секретариата Союза писателей и Союза кинематографистов, главный редактор журнала "Иностранная литература". Его произведения переведены на 174 языка мира. Общий тираж книг составляет 80 миллионов экземпляров. (Книги Гамзатова переведены на 80 языков, общий тираж книг - 60 миллионов).
  
  Солидный послужной список, сопоставимый с гамзатовским, вот только судьбы у них непохожие, и пришли они к таким результатам по-разному. Расул, как известно, всё получил на блюдечке с голубой каёмочкой благодаря заслугам и связям отца. У Чингиза всё было сложнее - как рассказывает его младшая сестра, их отец работал на строительстве железной дороги, где мастерами были русские, он легко усвоил на слух их язык и стал переводить рабочим-киргизам. Служащие дороги оценили сообразительность юноши и предложили ему учиться. Окончив реальное училище, он уехал в Москву, где продолжил образование в Коммунистическом университете трудящихся Востока. В 1925 году вступил в РКП (б) и десять лет работал в советских и партийных органах Киргизской ССР, с 1935 года учился в Институте Красной профессуры в Москве. В 1937 году был арестован и этапирован во Фрунзе, через год расстрелян по обвинению в национализме, а в 1958 году реабилитирован.
  
  Предчувствуя неизбежность ареста, он отправил жену с четырьмя детьми в Киргизию, потому что у всех, кто был арестован до него, жён высылали в лагерь для членов семей изменников родины (ЧСИР), а детей в детские дома. На родине их приютил двоюродный брат отца, за что его арестовали, и больше он не вернулся, как и ещё два брата. Нелегко жилось на родине детям "врага народа", первоначально их даже в школу не хотели принимать, а тем более в пионеры и комсомольцы. Можно только догадываться, как трудно было вдове поднимать детей, старшему из которых, Чингизу было девять лет, брату шесть, сёстрам три года и пять месяцев.
  
  Окончив восемь классов Чингиз поступил в Джамбульский зоотехникум, учился хорошо. Это позволило ему продолжить учёбу в Киргизском сельскохозяйственном институте во Фрунзе, где он получал повышенную стипендию. По окончании института три года работал ветеринаром. Тогда же начал писать рассказы. В 1956 - 1958 годах учился на Высших литературных курсах Литературного института имени А. М. Горького. Он был вхож в литературный салон Лили Брик, где познакомился с гостившей у неё младшей сестрой Эльзой, женой Луи Арагона. Ей понравилась повесть Чингиза "Джамиля", и она перевела её на французский язык. В 1958 году в журнале "Октябрь" увидела свет его первая повесть "Лицом к лицу", а во Франции - повесть "Джамиля", благодаря чему он стал широко известным писателем - тиражи в те времена были миллионными, а население читающим.
  
  В 1959-1965 годах Чингиз Айтматов работал главным редактором журнала "Литературный Киргизстан" и собственным корреспондентом газеты "Правда" по Киргизской ССР. В эти годы выходят его повести "Верблюжий глаз", "Первый учитель", "Материнское поле" и сборник "Повести гор и степей", за который писатель получил Ленинскую премию. В 1965 году повесть "Первый учитель" была экранизирована Андреем Кончаловским, а "Верблюжий глаз" - Ларисой Шепитько. Повесть "Прощай, Гульсары!" принесла Айтматову в 1966 году Государственную премию. Он трудился много и плодотворно, опубликовал около тридцати повестей и романов, по всем произведениям сняты художественные фильмы, по двадцати поставлены спектакли в различных театрах.
  
  В 1980 году увидел свет остросоциальный роман Ч. Айтматова "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок"). Он основан на философской притче о том, в кого превращается человек, забывший родителей, потерявший честь, стыд и совесть. Предание гласило, как безжалостные завоеватели чужих земель, жуаньжуаны захватывали в плен мужчин, сбривали им волосы на голове и надевали на неё кусок шкуры с шейной части только что убитого верблюда. После этого им связывали руки, ноги и надевали на шею колодку, чтобы они не могли коснуться головой земли, и оставляли в пустыне на несколько дней. На палящем солнце шкура усыхала и сдавливала голову подобно стальному обручу.
  
  Новые волосы прорастали в кожу головы и причиняли несчастным муки, усиливаемые жаждой. Через некоторое время большинство жертв погибало, а немногие выжившие теряли память о прошлой жизни и становились идеальными рабами, лишёнными собственной воли и безгранично покорными хозяину. Рабы-манкурты ценились гораздо выше других подневольных, потому что были всем довольны и не помышляли о побеге, выполняли наиболее грязную, тяжёлую работу и, как собаки, признавали только хозяина. Манкурт полностью лишался памяти, становился управляемым, бесчувственным роботом.
  
  В переносном смысле слово "манкурт" употребляется для обозначения человека, "потерявшего связь со своими историческими, национальными корнями, забывшего о своём родстве". В этом значении слово "манкурт" стало нарицательным и перешло из русского в мировые языки. Филологи так объясняют это слово, введённое Айтматовым в литературный оборот: "манкурт - это человек, который после мощного внешнего воздействия на свою психику забыл о своём прошлом и о прошлом своих предков, став одновременно покорным рабом своего хозяина".
  
  Нет нужды пояснять умным, думающим людям, что в течение 105 лет на психику россиян круглосуточно воздействует мощная пропагандистская машина через государственные средства массовой информации: радио, телевидение, газеты, журналы, политинформации, лживые школьные и вузовские учебники, документальные и художественные фильмы. Огромная армия воспитателей в детских садах, школьных учителей и вузовских преподавателей, лекторов общества "Знание", газетчиков и писателей, партийных агитаторов и пропагандистов, теле и радиожурналистов, попов-агентов КГБ в рясах, аккредитованных за рубежом репортёров, ежедневных обозревателей и прочих щелкопёров зомбирует многомиллионное население страны.
  
  Каждый человек от рождения и до смерти находится в зоне воздействия электронных СМИ, мобильных телефонов, камер видеонаблюдения, под неусыпным контролем спецслужб и многочисленных агентов, стукачей, доносителей, внедрённых во все поры общества. Человек ни на минуту не остаётся наедине с собой, нигде не может чувствовать себя в безопасности, как в романе Джорджа Оруэлла "1984", пророчески изобразившего общество, в котором мы сегодня вынуждены существовать, "потому что нельзя это жизнью назвать", как пел Игорь Тальков.
  
  Все люди неизбежно вовлекаются в государственную систему воспитания, образования и пропаганды. Это ясли, садик, школа или гимназия (октябрята, пионеры, комсомольцы), затем лицей, училище или техникум, вуз, аспирантура, докторантура. Ещё политические партии, профсоюзы, всевозможные кружки, спортивные секции, военизированные отряды по типу "гитлерюгенда" с нацистской символикой на форме, так называемые общественные, а на самом деле управляемые правящей партией и тайной полицией организации. И если подневольный человек где-то что-то нарушил, на него обрушивается гигантская карательная система. Во внутренних силовых структурах подвизается больше солдафонов с дубинами, чем солдат в армии.
  
  Потому что для преступного режима, захватившего власть, население страны представляет большую угрозу, чем внешние враги. Страна превращена в концлагерь, отгороженный от всего мира колючей проволокой, в империю зла, представляющую планетарную угрозу. Чудовищная по масштабам пропагандистская система превратила людей в мизантропов, орков, противопоставила себя всем странам, кроме нескольких диктатур типа Ирана и Северной Кореи. Потоки ненависти, льющиеся с телевизионных экранов, угрозы испепелить мир в ядерном пожаре однозначно свидетельствуют о том, что в кремле сидит выживший из ума маньяк, садист, опирающийся на маргиналов, люмпенов, плебеев, нацистскую чернь, готовых по призыву фюрера: "Гойда!" убивать, насиловать, грабить кого угодно и где угодно. А ведь Чингиз Айтматов предупреждал: "Люди должны знать, что конец света - в беспрерывном накоплении зла в нас самих, в наших деяниях и мыслях".
  
  Последним произведением Ч. Айтматова, опубликованным в СССР в 1986 году, стал роман "Плаха". Книга произвела фурор, ведь в Союзе, как утверждала пропаганда, не было ни наркомании, ни проституции, ни секса, ни организованной преступности - атрибутов "загнивающего запада". И вдруг такой пассаж - Айтматов первым поднял проблему наркомании. Он заявил, что в стране "никто не заинтересован в том, чтобы о подобных вещах говорилось в открытую, и объяснялось это всегда соображениями якобы престижа нашего общества". Это сегодня мы знаем, что наркоманов в стране шесть миллионов, и что этот многомиллиардный бизнес контролируется высшими властными структурами, а в то время это было сенсационное откровение. Писатель в своих произведениях поднимал философские, этические, нравственные проблемы и черпал вдохновение в народном творчестве: "Моё направление - реалистическая проза эпического повествования".
  
  Через десять лет после публикации романа "И дольше века длится день", в 1990 году советский и туркменский кинорежиссёр Ходжакули Нарлиев снял по его мотивам художественный фильм - очень жестокий и ещё более актуальный в наши дни. Сценарий был написан Марией Айтматовой, женой Чингиза, выпускницей ВГИКа. Авторы сбросили цензурные маски и назвали завоевателей своими именами. Вождь кочевников сообщает старейшинам, что враги приблизились к их границам, и надо срочно решать, что делать: "Тесно стало им в своём краю. Русь, как стадо разъярённых кабанов, им степи нужны, земли, рабы, скот. - Может, не дожидаясь, в степи уйдём отсюда. - Покинуть родные места, земли? И снова, как нищие, в дорогу? Трусу - дорога, мужу - поле брани. - Может, всё-таки уйдём? Сказано ведь - у земли нет края. - А у труса родины. Бегущего настигают, склонившего голову ставят на колени".
  
  Было решено, что женщины и дети уйдут в горы, спрячутся в пещерах, а мужчины примут сражение. Однако жестокая, кровавая битва закончилась поражением защитников и пленением некоторых из них, в том числе Жоломана, сына доблестного Доненбая, павшего в бою. Пленников подвергли жесточайшим истязаниями, почти все они погибли. Жоломан уцелел, но полностью утратил память и стал пастухом.
  
  Тем временем его мать отпустила наречённую невесту Жоломана, а сама отправилась на поиски сына. Ей повстречался в степи старик, который предупредил об опасности: "Дальше нельзя, опасно, там манкурты. Я видел одного, даже имени своего не помнит - красивый, высокий, а в глазах пустота, нет света. Эти палачи превращают свои жертвы в животных, душу убивают, разрушают разум, отнимают волю, даже самый последний раб может поднять руку на своего хозяина, только не манкурт. Лучше не жить, чем жить манкуртом".
  
  Несмотря на опасность Найман-Ана нашла своего сына, но он её не узнал. Она пыталась пробудить его память рассказами о семье, отце, невесте, но он ни на что не реагировал. Стражники заметили мать Жоломана, но она вовремя скрылась от них. Пастуху они сказали, что эта женщина приехала, чтобы отпарить ему голову (для манкурта не бывает угрозы страшнее) и оставили ему лук и стрелы. Вскоре мать вернулась к сыну с мыслью убедить его бежать. Удар стрелы был смертельным, она только успела произнести мольбу-завещание: "Я твоя мать, а ты мой сын. Вспомни отца своего. Имя своё вспомни. Родину свою помни... помни... помни..." Финальной сценой Чингиз Айтматов призывает каждого человека: "Помни имя своё, помни свои истоки, землю свою, иначе беда тебе". Но не внемлют сыновья, убивая матерей беспамятством!
  
  Какие мысли рождаются после просмотра фильма "Манкурт?" Почему писатель поведал древнюю притчу? Христос тоже говорил с учениками притчами, иносказательно, а иногда по их просьбе объяснял глубинный смысл сказанного, учил их проникать в суть явления, видеть за деревьями лес. Вот и сверхзадачей большого писателя является обобщение отдельных фактов, показ социального явления. Не всё задуманное можно было писать и говорить - цензура свирепствовала. Но читатели понимали, что речь идёт о колониальной политике России, которая на протяжении веков завоёвывала соседние народы мечом и огнём, уничтожая национальные элиты, запрещая историкам, писателям и художникам чтить память народных героев, писать правдивую историю, даже говорить на родном языке.
  
  Чингиз Айтматов, сын "врага народа, националиста", племянник трёх его расстрелянных братьев вынужден был проявлять осторожность, писать иносказательно, понимая, что находится под пристальным вниманием спецслужб и вездесущих агентов, "стукачей". Он не был диссидентом, как А. Солженицын, В. Буковский, В. Войнович, А. Кузнецов, И. Бродский, А. Галич, В. Некрасов, А. Гладилин, Юз Алешковский, В. Аксёнов. Это означало бы лишение его гражданства и высылку из страны, а для него, как киргизского писателя, это было неприемлемо, он не мог лишиться национальных корней, которые питали его творчество. И для его земляков это было бы трагедией - Чингиз объединил своим творчеством 40 родов, все они признают его своим самым знаменитым соотечественником. Манас и Чингиз для каждого киргиза - сакральные понятия. Но только не для коммунистического режима.
  
  Национальные эпосы мешали осуществлению ассимиляции народов, их русификации. Все эпосы, карело-финские, алтайские, казахские, якутские и прочие были объявлены антинародными. В 1952 году из Москвы во Фрунзе явилась целая комиссия из ЦК КПСС, чтобы запретить эпос "Манас", ибо он формирует дух, отвагу киргизского народа. Узнав об этом, во Фрунзе приехал известный казахский писатель Мухтар Ауэзов, чтобы помочь братьям-киргизам. Совместными усилиями им удалось отстоять национальное достояние. На этом совещании присутствовал и начинающий писатель Чингиз Айтматов. Вероятно, тогда он и понял, что его призванием должна стать популяризация национальных притчей, сказок, легенд.
  
  Творчество Айтматова имеет важное значение не только для киргизов, но и для всех колониальных народов России. Он в числе первых поднял проблему необходимости сохранения культурных ценностей, возрождения родных языков, национальных культур и традиций. Унификации и русификации он противопоставлял мир многообразия людей, флоры и фауны, каким его создал Творец. Айтматов является также представителем тюркской культуры, в которой основой мировоззрения было Тенгрианство, понимание единства Земли, Неба, Луны и Солнца. Человек, как высшее творение Господа не должен нарушать законы Вселенной. Он многое делал для продвижения национальных культур в мире, в частности, в 1986 году учредил международный Иссык-Кульский форум интеллектуалов. На четвёртой встрече в 2021 году в Анкаре было принято решение переименовать его в "Международный Иссык-Кульский форум им. Чингиза Айтматова".
  
  Айтматов в своих книгах поднимал проблему ответственности Человека перед природой, перед животным миром. Мы читаем в его книгах, смотрим в экранизациях, как нелюди гонят сайгаков, расстреливая их с вертолёта. Степные охотники никогда не убивали диких животных ради забавы, из спортивного интереса. Или другой пример хищнического отношения к природе: местный маргинал украл из волчьего логова волчат, продал их, а деньги пропил. Несчастная волчица воет ночами, а потом в отместку людям крадёт младенца. История эта заканчивается трагически, а виноваты в ней люди, лишённые всякой морали, нравственности, не знающие ни Бога, ни законов Вселенной, ни традиций, то есть манкурты, потерявшие человеческий облик, не имеющие права жить среди людей.
  
  Айтматов поддержал политику демократизации общества и гласности, проводимую М. Горбачёвым и стал одним из пяти его советников. Руководство страны провозгласило "новое политическое мышление", отказалось от противостояния двух политических систем, объявило приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми и идеологическими догмами в международных отношениях. Первый президент СССР понимал, что философия и творчество киргизского писателя находят отклик и понимание в Европе, поэтому и поддержал стремление Чингиза вступить в диалог культур Востока и Запада.
  
  Несмотря на то, что Айтматов не имел специального образования, он был назначен послом в Люксембурге, а затем, после обретения независимости Киргизией, стал её Чрезвычайным и Полномочным послом в странах Бенилюкса и Франции. Кроме того, он был постоянным представителем Киргизии при НАТО, при Европейском сообществе и в других международных организациях с аккредитацией в Брюсселе, Париже, Гааге. Мировая известность писателя помогала ему в дипломатической работе.
  
  Прочитав объёмную, обстоятельную статью чрезвычайного и полномочного посла, члена СП России, члена Совета Ассоциации российских дипломатов, доктора исторических наук И. Мелехова, я пришла к выводу, что Чингиз Айтматов был там не "свадебным генералом". Он много и плодотворно работал в течение двадцати лет на благо своей страны, во имя укрепления дружбы и взаимопонимания народов. Чингиз Айтматов, в отличие от своего коллеги Расула Гамзатова, для которого распад СССР стал личной трагедией, понимал, что это был результат системного кризиса, разрушившего его изнутри, а не злой умысел М. Горбачёва, Б. Ельцина или "враждебных внешних сил". Он положительно оценивал избавление постсоветских республик от тяжести тоталитаризма. Тогда он и предположить не мог, что Россия вернётся к идеологии коммунофашизма, развяжет преступную, захватническую войну в Украине и противопоставит себя цивилизованному миру, угрожая ядерным оружием.
  
  Мне думается, что вольнолюбивый дух книг и художественных фильмов Айтматова овладел умами его соотечественников. Этим можно объяснить их вулканическую активность во внутренней политике Киргизии - с 1990 по 2023 годы в стране сменилось шесть президентов. Первый президент, засидевшийся 15 лет, лишился власти в результате Тюльпановой революции в 2005 году и с тех пор живёт в России. Второй президент был свергнут вооружённым путём в 2010 году, и нашёл политическое убежище в Белоруссии. Пятого президента изгнали с должности через три года за установление семейно-кланового режима. Такие они киргизы, смелые и решительные, потому что их нравственные ориентиры - эпический Манас и легендарный Чингиз.
  
  Посмотрела в записи несколько интервью Айтматова журналистам и его встречи с читателями в телевизионной студии. Даже внешне он производил приятное впечатление - статный, спортивного сложения, интересный, подтянутый, по-европейски элегантный, серьёзный. Говорил одинаково хорошо на киргизском и на чистом русском языке, что, кстати, характерно для всех образованных киргизов, казахов, узбеков. Знаю об этом не понаслышке, бывала в этих странах, в том числе на киргизской жемчужине, лазурном озере Иссык-Куль в обрамлении гор с заснеженными вершинами. На вопросы Чингиз Торекулович отвечал не спеша, обдуманно, обстоятельно, уважительно к собеседнику, иногда улыбаясь.
  
  У меня сложилось впечатление, что он разительно отличается от Гамзатова по всем параметрам в лучшую сторону, как внешне, так и по поведению, образу жизни, мировоззрению. Расул не придавал особого значения своей внешности, всегда бывал навеселе, если что-то говорил, то только коротко и со смехом, шутками-прибаутками - явно подшофе. Не удалось найти его литературных встреч с читателями, например, в Останкино или в Махачкале, с журналистами, как-то ему удавалось оставаться в тени. В одном из фильмов увидела забавный эпизод - разговор Чингиза с Расулом. Чингизу в номер отеля принесли чемодан, он решил с дороги переодеться и открыл его. Но чемодан был полон бутылок с коньяком. Он сразу понял, что у Расула такой же чемодан, как у него и закрыл его. Расул спрашивает: "А как ты догадался, что это мой чемодан?" - "Так больше никто, кроме тебя, не сможет выпить столько коньяка".
  
  Я внимательно просматривала комментарии читателей Айтматова - пишут, в первую очередь, его земляки, коллеги, которые гордятся им, рассказывают что читали, анализируют, делятся своими эмоциями. Он очень популярен у казахов, которые относятся к нему как к родному, близкому человеку, благодарят за творчество. Татары тоже считают его своим, ибо мать Чингиза была татаркой, и он понимал их язык. Это подтверждает и М. Шаймиев, бывший глава Казахстана. Немало уважительных оценок русских читателей и зрителей. Заметила лишь пару характеристик писателя как "антисоветчика", но из уст ватников, манкуртов это звучит как похвала, высшая оценка.
  
  А вот комментарии по поводу Гамзатова, как всегда, неоднозначные. В отличие от Айтматова, ему не удалось сплотить 40 наций Дагестана. Тем не менее, большинство отзывов, весьма кратких и однотипных, позитивные, хотя чувствуется, что многие люди выражают не своё мнение, а повторяют в унисон с авторами заученные с детства клише о "величии и гордости". Российских "патриотов" мёдом не корми, только дай покричать о величии Эрэфии и преданности очередному диктатору-палачу. Но есть и критические отзывы, как лаконичные, так и развёрнутые читателей и зрителей, способных пропускать информацию через мозг, а не принимать всё на веру.
  
  "Расул был придуман для Дагестана ...это всё сказки". "Для меня он показатель того, насколько люди деградированы в Дагестане и безнадёжно! О человеке судят, кто он был, что он делал, за что и получал блага. Когда люди поймут, что по человеческим меркам нормальный уровень жизни - это ответственность. Самосознание и создаёт реалии. Поклонение человеку, который буквально предал - продал каждого дагестанца в обмен на своё иллюзорное благополучие? Что заслужили, то и имеем. Поклонение наследственному негодяю - сыну Лауреата Сталинской премии".
  
  "Все хвалят этого Расула Гамзатова, я сделал эксперимент, отправил по группам всяким, где сотни людей сидят, в дагестанские группы, примерно 10 исламских групп в ватсапе, примерно тысяча человек. Был вопрос, кто знает наизусть хоть одно стихотворение этого Расула Гамзатова, так вот три человека откликнулись, три только знают и то не полностью песенку одну. И у меня сложилось впечатление, кто такой Расул Гамзатов, если про него только знают, как его зовут и что он сочинял стихи, а больше ничего не знают и для чего мне знать его стихи, если так подумать? Эти стихи мне перед АЛЛАГЬом помогут?"
  
  "Гамзатов дутая фигура, все его стихи в переводах талантливых поэтов". "Какая дичь. Через несколько лет об этих людях никто не вспомнит. Псевдокультура тоталитаризма, подражание". "Приспобленец Расул". "Люди всерьёз называют великим поэтом человека, который реально не писал эти стихи. Вот что значит официальная версия, бренд, наверное, это во всём в истории. Вся жизнь иллюзия и обман". "Величайшие из величайших, мудрейшие из мудрейших переводчики. Без них он был бы обычным поэтом, как и все поэты и писатели. Если честно". "Это тот Гамзатов, что поносил имама Шамиля?"
  
  "Жалко, что автор правды не знает о нём. Его сестра работала в редакции одной газеты. Туда люди приносили свои стихи, чтоб напечатать в газетах, его сестра не печатала, а собирала всё и потом просто передала все эти стихи своему брату алкашу Расулу. Или вы правда думаете, что горский чабан это вытащил из своего ума? Так он ещё и кафир, прочитайте предисловие книги "Мой Дагестан" и убедитесь сами". "Не хотим и слушать". "Какое то странное ощущение от просмотренного, как будто слишком приторная показушность".
  
  Расул Гамзатов до последнего дня оставался иконой российской пропаганды. Посмотрела ролик о праздновании в Дагестане его 80-летия: вереница из двух десятков автомобилей двигалась с государственными флагами из Махачкалы в районный центр Хунзах и село Цада. На всём пути следования вдоль дороги стояли местные жители и школьники в парадной форме и с цветами. Даже Христа так не встречали, когда он въезжал в Иерусалим! Периодически эта кавалькада останавливалась на несколько минут в очередном населённом пункте, где этих "небожителей" встречали хлебом-солью и деликатесами на подносе. Расул, с трудом держась на ногах, пропускал стаканчик коньяка, закусывал и падал на сиденье. Выглядел он очень плохо, лицо парализовано, краше в гроб кладут.
  
  Когда добрались до места митинга, он с облечением приземлился в тени собственного огромного портрета и ковра. Жара, дорога, суета, алкоголь его окончательно утомили, он сидел, совершенно отрешённый, безразличный, слушая славословия в свой адрес из уст президента Муху Алиева и многочисленных гостей, равнодушно взирая на подарки. Извинился, что не может встать для ответного благодарственного слова. Тихо, с трудом, неразборчиво сказал, что просит у судьбы ещё год жизни, чтобы завершить запланированное, подвести итоги. Но по всему было видно, что он уже не жилец, а наследники так и не довели до ума его труды. Он был для них лишь источником богатой, лёгкой и красивой жизни, только и всего.
  
  Расул Гамзатов ушёл из жизни, но остался знаменем коммунофашистской идеологии. Так же как вождь мировой революции Ленин, умертвивший 30 миллионов людей в годы Гражданской войны и голодомора. Как Сталин, репрессировавший 10 миллионов человек, уморивший голодом восемь миллионов несчастных, бросивший в топку бездарной "победы" 42 миллиона жизней. Как дряхлый немощный маразматик Брежнев, преследовавший диссидентов и угробивший экономику. Это изъеденное молью знамя "путриоты" вытаскивают каждые пять лет на свет Божий и устраивают то литературные чтения, то очередной юбилей - повод для писателей и артистов приехать за государственный счёт в Дагестан, чтобы устроить чёс по городам и весям и пообщаться на банкете.
  
  На литературные чтения по случаю 95-летия съехались в Хунзах писатели со всей России, согнали население со всего района к мемориалу "Журавли". Литераторы и чиновники произносили мёдоточивые речи, читали стихи, возвеличивали Расула и договорились до "планетарного" масштаба его непревзойдённого никем и никогда творчества. Он первый среди всех писателей мира в истории человечества! Все восемь миллиардов человек зачитываются его стихами и поэмами! Как повальная эпидемия панрусизма поразила незрелые умы миллионов российских плебеев, убеждённых в своём величии и первенстве на земном шаре, так и поголовное безумие гамзатовских фанатов в благоговейном экстазе вознесло этого атеиста, безбожника, кафира, пьяницу и прелюбодея выше самого Аллаха, Христа и всех пророков.
  
  Кто-то сравнил село Цадаса со станицей Вешенской, Гамзатова с Шолоховым. Сравнение уместное - два не просыхающих алкоголика дружили, общались, и прозаик, и поэт являлись проектами КПСС и КГБ, целью которых было доказать всему миру, что большевики могут воспитать своих Толстых и Пушкиных. Давно известно и неопровержимо доказано, что Шолохов присвоил "Тихий Дон" убитого белого офицера Фёдора Крюкова, а на Гамзатова работала целая когорта лучших поэтов, переводчиков, певцов, композиторов, секретарей, помощников, рекламистов. И хотя он сам неоднократно писал, что "без переводчиков не было бы и меня", но, тем не менее, подчищал все следы: "У меня привычка: как только стихи опубликованы, я сжигаю все черновики и все рукописные варианты".
  
  Один из почитателей Гамзатова так отозвался о своём кумире: "Был коммунистом и умер коммунистом". Лаконичная и точная характеристика - он всегда был преданным пропагандистом партии власти, как бы она ни называлась. В течение 105 лет она, подобно хамелеону, неоднократно меняла название, оставаясь по своей бесчеловечной сути партией тиранов, деспотов, мизантропов и всегда проводила антинародную политику под прикрытием красивых и лживых лозунгов о построении общества всеобщего благоденствия. Чтобы создать в мире иллюзию всенародной поддержки коммунистической идеи, в эту партию приняли до 19,5 миллионов человек, в основном из числа рабочих, крестьян, солдат. Малообразованных людей принимали беспрепятственно, а вот интеллигентам чинили препоны, понимая, что образованные и совестливые люди склонны к критическому анализу теории и практики марксизма-ленинизма. Только в 1991 году ни один из этих миллионов не вышел на защиту своей преступной партии.
  
  В качестве примера приведу высказывание писателя-фронтовика Виктора Астафьева на эту тему: "Коммунисты принесли огромное зло не только русскому человеку, но и миру. Тогда говорили: фашисты не люди. Как это не люди? А коммунисты кто - люди? Коммунистические крайности - это фашистские крайности, и по зверствам своим, и по делам они превзошли фашистские. Фашисты просто детсадовцы по сравнению с нашими деспотами". Для тех манкуртов, кто думает, что Астафьев "антисоветчик и агент госдепа", официальная справка: "Герой Социалистического Труда, лауреат двух Государственных премий Российской Федерации, двух Государственных премий СССР и Государственной премии РСФСР имени М. Горького, кавалер ордена Ленина".
  
  Другой пример от имени народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых, кавалера ордена Ленина Георгия Жжёнова: "Мировой фашизм - это гидра, чудовище с несколькими головами. Отрубив голову германскому фашизму, мир избавился лишь от Гитлера... На шестой части Земли, в СССР, выстоял и торжествовал победу над соперником еще более жестокий, более человеконенавистнический фашизм - фашизм сталинский, коммунистический".
  
  Можно ещё долго приводить подобные примеры, но я ограничусь только одной цитатой из речи М. Горбачева на семинаре в Американском университете в Турции в 1999 году: "Целью всей моей жизни было уничтожение коммунизма, невыносимой диктатуры над людьми". Он говорил не об уничтожении СССР или России, как страны, и не советского народа, не коммунистов, а "коммунизма, невыносимой диктатуры над людьми". Не он один, многие члены партии понимали, что коммунизм - это тирания, деспотия, такая же, как германский фашизм.
  
  Думаю, что и большинство писателей это понимали, но те, кто заявлял о своей позиции открыто, то есть диссиденты, были лишены гражданства и высланы из страны, а некоторые оказались в тюрьмах, как А. Солженицын, или в психиатрических больницах, как В. Буковский. Прозрение большинства происходило постепенно: вначале под влиянием 20 съезда, осудившего культ личности Сталина и политические репрессии. Но чтобы понять истоки сталинизма, необходимо было "копать глубже", и вот тогда дошло, что начало трагедии лежит в октябре 1917 года. Для В. Солоухина триггером стала дружба с художником И. Глазуновым, под его влиянием он и начал писать разоблачительные статьи и книги о Ленине, которыми в годы перестройки и демократизации зачитывалась интеллигенция.
  
  Не мог не думать об истоках коммунизма и сын "врага народа" Ч. Айтматов. Был на нём грех - участие в осуждении А. Солженицына и А. Сахарова. Не знаю, по какой причине, предполагаю, что не мог отказаться. Эта страшная система ломала всех, заставляла идти на сделку с совестью. Но если бы он оставался на тех же позициях, не стал бы советником М. Горбачёва, который подбирал единомышленников - А. Яковлева, Э. Шеварднадзе, одновременно избавляясь от замшелых ретроградов. Значит, они были близки по своим взглядам, понимали необходимость демократических перемен в стране. Наверняка он читал книги В. Астафьева, В. Некрасова, В. Солоухина, В. Распутина. Да и двадцать лет жизни в Европе не могли пройти бесследно для писателя-мыслителя.
  
  Совсем другим был Расул Гамзатов - сибаритствовал, купался в роскоши и меньше всего думал о кровоточащих ранах погибающей страны. Он, видите ли, страдал от развала СССР. А что он сделал, как политик, общественный деятель и писатель для его сохранения? Вся эта система, колёсиком или винтиком которой он являлся, изначально была порочной, расшаталась и рассыпалась вдребезги. Тех же писателей - диссидентов, которые говорили о необходимости сменить политический курс, затравили и выгнали из страны. А Расул в силу недалёкого ума и природного подобострастия всю жизнь раболепствовал перед вождями-палачами.
  
  Почему, например, он, как Чингиз Айтматов, не возвысил голос в защиту дагестанских языков? Разве такой проблемы не было? Была и есть, госдума внесла поправки в федеральный закон "Об образовании" и теперь изучение родных языков в школах осуществляется на добровольной основе. В ряде национальных республик это вызвало возмущение. Госсовет Татарстана направил обращение в госдуму, в котором сравнил проект с холокостом и сталинскими репрессиями. Аналогичное письмо отправил Всемирный курултай башкир. В Дагестане разгорелись жаркие споры, чиновники "за", общественность "против". Али Камалов, глава союза журналистов Дагестана возмущён тем, что отменено преподавание родных языков в начальных классах: "мы сами себя превращаем в манкуртов".
  
  Почему Гамзатов не выступал в защиту Каспия, в который сливают канализацию, почему не последовал примеру В. Распутина, который протестовал против вырубки тайги в Сибири и строительства водохранилищ? На последний юбилей ухлопали миллиарды, а жители Махачкалы, как жили летом без воды и электричества, так и живут. Из года в год вынуждены перекрывать дороги, чтобы обратить внимание властей на свои беды. Со стороны можно подумать, что в Дагестане райская жизнь, все поют и пляшут в честь незабвенного Расула, веселятся на банкетах, все проблемы решены. А зайдёшь в новостную ленту и ужаснёшься: прорывы водопроводов, взрывы бензозаправок рядом с жилыми домами, пожары, наводнения, коррупция чиновников и силовиков, насильственный отъём купленных земельных участков.
  
  Гамзатов же всю жизнь только здравицы сочинял в честь вождей-палачей и восхвалял преступный антинародный режим, большую часть времени проводил в Москве да летал по всему миру за народные деньги. А что полезного он сделал для своего народа? Все столицы мира посетил, видел, как разумно там устроена жизнь. Почему же не приложил усилий, чтобы в Махачкале навести такой же порядок? Потому что, как он сам признавался: "Моя вторая мать - великая Россия, моя вторая мать - Москва. Воспитала, окрылила, вывела на широкий путь". Та самая Московия, которая огнём и мечом подчинила десятки народов, русифицировала их, лишила национального самосознания, исторической памяти, вывозит природные ресурсы, а манкуртов, живущих в нищете, отправляет убивать свободных людей в чужой стране.
  
  Расул Гамзатов отождествлял "великую Россию" с государством - аппаратом насилия и рабски, как манкурт, служил ему всю жизнь. Чингиз Айтматов понимал, что "Государство - это печь, которая горит только на одних дровах - на людских. А иначе эта печь заглохнет, потухнет". Он служил в первую очередь своему народу и как писатель, и как политик. Он достойно представлял свою страну на международной арене. Чингиз Айтматов не мог оставаться в стороне, когда начались процессы демократизации и принял деятельное участие в диалоге с Западом в качестве дипломата.
  
  То были лучшие годы нашей жизни за все 105 лет. Об этом говорили самые достойные представители интеллигенции, отдавая дань памяти человеку, который подарил нам эти годы счастья жить в свободной стране - Михаилу Сергеевичу Горбачёву. Приведу краткие выдержки без указания имён: "При нём рухнул железный занавес, и наша страна начала непростой путь в международное сообщество как равноправный и открытый миру партнёр. Человек, который не цеплялся за власть и верил в мир, где можно жить без вражды, агрессии и взаимной подозрительности. При нём люди перестали бояться говорить то, что думают. В партийном руководстве появились новые яркие люди. Стали издаваться запрещённые книги, выходить на экраны запрещённые цензурой фильмы. Открылись границы.
  
  Он был лучший политик, дал нам всем свободу и возможность лечиться и жить в цивилизованным мире, нынешние теперь это всё сворачивают. В конце восьмидесятых Советский Союз постепенно оттаивал и превращался из "империи зла" в более или менее нормальную страну. Теперь проект, разумеется, не осуществится, потому что Россия проделала эволюцию в обратную сторону. Всё, что Горбачёв сделал для нас, для страны, для мира - исчезает на глазах: свобода слова, свобода перемещений. Он остановил войну в Афганистане и гонку ядерных вооружений. Он рассказывал мне, что отказался нажимать кнопку ядерной атаки даже на тренировках!
  
  По прошествии времени понимаешь - насколько Горбачёв был сильнее и честнее, чем нынешний президент. У Горбачёва был СССР, но он решил, что свобода важнее. У Путина была свобода, но он захотел СССР. И всех остальных потянул за собой в нищету, рабство и мракобесие. Именно при Горбачёве в СССР были освобождены последние политзаключённые. Он остался одним из очень немногих, кто не использовал власть и возможности для личной выгоды и обогащения. Он ушёл от власти мирно и добровольно, уважая волю избирателей. Уверен, что его жизнь и история, имевшие ключевое значение для происходившего в конце ХХ века, будут оценены потомками куда более благожелательно, чем современниками".
  
  Шестакова Раиса
  Кандидат исторических наук, доцент
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"