Шульгин Николай : другие произведения.

Провокация в Интернете. Опыт Самиздата

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Что такое провокация? Слово это происходит от латинского provocatio, что значит "вызов". Буквально "pro-vocatio" означает "предваряющее говорение" - то есть говорение, вызывающее активную реакцию слушателя.
Слово "провокация" приобрело в русском языке негативный смысл. - Согласно энциклопедиям-гранатам, "провокаторами" называли агентов спецслужб, которые толкали ("провоцировали"!) противников строя на запрещенные действия, в результате чего у властей появлялся повод для честных репрессий. - Скажем, ты уговорил товарищей от души пострелять по портрету Государя или того же товарища Сталина. Товарищи поддержали, подхватили, довели до конца твою блестящую идею. - И ты, и они словили свой искренний кайф. Но они-то по твоей наводке поехали "столыпиным" куда подальше. А ты ходишь гоголем, на часы-благодарность с чувством законной гордости поглядываешь. Где бы еще от души повеселиться прикидываешь. То есть все двадцать четыре удовольствия в одном флаконе - за те же деньги, плюс разовые выдачи премий натурой. Ясно, что "отбывшие" товарищи жутко завидовали и при встрече могли от души "замочить".
Однако, если брать слово "провокация" предельно широко, в нем нет ничего сугубо негативного. Провокатор в самом общем плане - это человек, обладающий избытком полемической энергетики. Он направляет такой избыток на своего адресата, - и в итоге адресат сам приходит в состояние избыточной активности, чего без провокатора бы просто не было. В результате провокатор становится ферментом коммуникационного и творческого процесса, стимулируя и собственную, и оппонентскую интеллектуальную, художественную, полемическую и т.п. активность. БЫТЬ ПРОВОКАТОРОМ - ЕСЛИ ЭТО КРЕАТИВНО, ТО В ГАВАНИ-ИТОГЕ, - "ОЧЕНЬ ХОРОШО! НЕ ОПАСАЙТЕСЬ ПОДОБНОГО ОБВИНЕНИЯ. С ГОРДОСТЬЮ НОСИТЕ ЭТО ЗВАНИЕ",- говоря в лозунговой стилистике типа "Да"-"Нет". Один из лучших литературных Провокаторов - герой романа Ильи Эренбурга "Хулио Хуренито". А тут еще вдруг является мальчик из сказки "Голый король". Он честно кричит, что провокация - вовсе не "ложь", пусть даже ложь на что-нибудь провоцирует. Но в массе "обывателей-случаев" провокация - это голая правда! Когда эта правда вызывает творческо-полемический взрыв, создавая что-нибудь новенькое.
Типы провокации могут быть самыми разными. Для нас здесь представляет интерес их выделение не из каких-то абстрактно-внежизненных построений, но на основе непосредственного опыта. Прекрасную возможность в этом плане предоставляет мошковский Самиздат. Мы приведем здесь список лиц Самиздата, временами играющих роль креативных провокаторов, для ПОЗИТИВНОГО выделения коих мы вводим новый термин ПРОВОКАТИВЕР - в "тонизирующе-позирующей" смысло-аранжировке этого понятия (исходно негативной - по эмоциям, итогово-позитивной - по приращению текста-и-смысла), - и дадим им определяющие характеристики.
Ад Скодра. - Тип провокативности - уничижающее-обосновывающий. Стремится совместить полное унижение оппонента с концептуальным обоснованием его несостоятельности. "Грузинско-мексиканская" степень остроты "полемических блюд". Любимый аргумент - обвинение в "пустоте". Имеет четкий кодекс чести. Любит называть особо ненавистных оппонентов ласкательными именами. Хотя для него личность противника-врага и его текст-идея неразделимы и одинаково ненавистны, эта ненависть чисто виртуальная. Она кончается за экраном компьютера. В реальной жизни мог бы распить бутылочку как ни в чем ни бывало.
Зомберг. - Тип провокативности - реплика в полемике. Иронист камерного жанра. Свои реплики завершает выражением "С уважением, Зомберг", что само выглядит как насмешка. Любит наблюдать полемику со стороны, не связывая себя вхождением в какую-либо "партию". В случае нападения персонально на него быстро переходит на личность оппонента и стремится прекратить дискуссию. Умудрен, но щепетилен и раним.
Юлий Петров. - Тип провокативности - демократический догматизм, выходящий в глазах оппонентов за рамки здравого смысла. Добродушен и необидчив. Может приводить "все новые и новые" аргументы в пользу своей позиции. Которые оппонентам видятся "все старыми и старыми".
Владимир Резниченко. - Тип провокативности - эпиграмма. Не склонен к концептуализированию, но остроумен. Нападает в самой жесткой и уничижительной форме, но не стремится удушить раз и навсегда. Рассматривает полемику как повод для создания миниатюр.
Сергей Сечив. - Тип провокативности - пародирование. В полемике жесток и упорен. Любит оставлять последнее слово за собой. По отношению к избранной жертве никаких словесных тормозов и ограничителей не знает. Готов распылить кого угодно до стадии вакуума. Но имеет вполне четкий, хотя и не безбрежный, "кодекс чести и благородства". Не любит, когда кто-то "пытается сесть не в свои сани", и реагирует агрессивно-уничижительно. Картина мира черно-белая, нюансы игнорирует. Стиль пародирования - жесткая малопристойная "сатира". Куртуазностью не отличается. При отсутствии аргументов быстро переходит на нецензурную брань, что ставит дискуссию под нож модератора или блокировку со стороны оппонента.
Феликс. - Тип провокативности - требование признания. Крайне замкнутый аутичный эстет. Очень болезненно воспринимает малейшие поползновения на снижение своего статуса. Демонстрирует крайнюю агрессивность, если считает себя в чем-то ущемленным. В противном случае обычно отключен от реалий внешнего мира.
Марк Шкловер . - Тип провокативности - "эстетско-аристократический". Постоянно делает заявку на "эстетическое лидерство". К оппонентам не знает жалости, но внутренне не агрессивен. Сочетает достаточно высокий интеллектуализм и довольно болезненное самолюбие. Степень объективности в потенциале весьма широкая. Однако игро-иронические "выпады" в свой адрес, типа "поиграли-разошлись", может неадекватно воспринимать как "проявления враждебности". В полемике подчас становится в позу античного оратора, производя "фигуры риторики". Обид, настоящих или мнимых, обычно не забывает. Воля к победе тотальна и первична, а "предрассудки рыцарского кодекса" формальны и вторичны, если они ей противоречат. Очень обидчив, но малоотходчив. "Друга врага" считает, скорее, врагом. В качестве Карлика Коллина способен к мимикрии и самореализации в самых разных диапазонах, не исключая вопроса "кто есть кто". Спортивное хобби - "разбиение чужих союзов". Впрочем, не интенсивное.
Александр Шленский. - Тип провокативности - бытовой цинизм. Откровенный, но не злой. К личности оппонента практически равнодушен. Любое событие скорее повод к созданию текста. В противном случае оно для него, если не прагматично, - на периферии сознания.
Николай Шульгин. - Тип провокативности - теоретическая разборка. Стремится к дотошной подробности в аргументации. Предпочитает "академический" стиль. Любит концептуализировать и не любит переходить "на личность". В отношении с оппонентами стремится "соблюдать конвенцию". Диапазон стилей полемики довольно широк - от академического до фолька. Внешне склонен к показной самокритике, но неизвестно, насколько это не "полемическая поза". Применяет тактику стилизованного "согласия" с самыми эпатирующими определениями в свой адрес.
Конечно, данные персоналии и их типажи не исчерпывают всех возможностей креативной провокации, - ПРОВОКАТИВЕРСТВА - и мы сюда внесли лишь то и тех, что нам непосредственно известно. Да и то не всех. Однако важно понять, что типажи-персоналии есть некая форма ПРЕЗЕНТАТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА. - Личность СОЗДАЕТ СИТУАЦИЮ самим фактом своего присутствия для другой личности. Из таких ситуаций и рождаются тексты - или настрой на их созидание. ПРОВОКАТИВНОСТЬ - ЭТО КРЕАТИВНОСТЬ
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"