Шушков Александр Владимирович : другие произведения.

"Снежный заряд или пик напряжения Гл.2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Глава вторая
  
  - Не так уж и тепло, - оценил свежесть морозного воздуха Алексей, когда вышел на улицу. - Даже холодно. Небо с утра чистое, да и ночью может, также было, потому и подморозило, а на завтра по прогнозу обещали вроде потепление, хотя кто знает, что там, севернее, в тех охотничьих местах будет.
  
  На Десантников, он свернул налево и пошел вдоль улицы и трамвайных путей почти до пересечения с Петергофским шоссе. На магистральной дороге шумно и оживленно. Транспорт здесь двигался, быстрее, чем на городских улицах - длинный перегон без светофоров. Из-под колес автомобилей летел мокрый, коричневатый снег.
  
  - Наверняка ночью выпал, а дорогу уже обработали, - решил Алексей.
  
  Погода в Питере непредсказуемая. Город меж двух водоемов, с одной стороны Балтика, с другой Ладога. И, занимают эти водные просторы внушительные территории. Поэтому здесь часто и неизменно происходят столкновения воздушных течений, с невероятно меняющимися по скорости, времени и направлению ветрами. И, от того резкими изменениями температур. Когда вся эта круговерть смешивается, происходит что-то невообразимое. Температура воздуха то медленно ползет вверх, от чего в зимнее время при низкой облачности чаще всего идет снег. Или дождь, если уж слишком теплеет. И, наоборот, если изменчивый температурный градиент резко меняется на противоположный, отрицательный, быстро наступает холод, сопутствующий гололед и возможен мороз. Суточная разница температур порой, между крайними значениями, достигает двадцати градусов.
  
  Впереди за Петергофским шоссе слух Алексея уловил грохот набирающих мощность реактивных двигателей взлетающего самолета из аэропорта Пулково.
  
  - Напрямую километров шесть, пожалуй, а кажется, совсем близко. Ну, конечно, морозный воздух плотный и слышимость хорошая.
  
  Менее чем через полминуты на уровне глаз в воздухе показался взлетевший силуэт авиалайнера. По характерному признаку расположения двигателей и хвостовому оперению, Алексей определил - Ту-154.
  
  У него невольно выработалась привычка, которую порой и не замечал. Едва заслышав характерный звук, он поднимал голову и всегда отслеживал некоторое время путь появившегося в небе самолета. Или это был иной летательный аппарат. Но, которые, хотел он этого или нет, так или иначе, вызывали в нем оживленное и вместе с тем некое ревностное чувство воспоминаний прожитых лет в большой авиации, когда сам сидел за штурвалом подобных машин.
  
  На мгновение сознание Алексея всколыхнула, пронзившая его ностальгическая мысль и тут же перенесла на другой край страны. В далекое, и как ему еще казалось недавнее прошлое, Дальний Восток....
  
  Когда ранним утром и не заметны еще черты рассвета, по сути, ночью, колеса тяжелогруженого стратегического противолодочного самолета Ту-142 отрываются от бетонки взлетной полосы. Огромный океанский разведчик и одновременно бомбардировщик, заправленный под завязку, в полном боевом снаряжении и максимальным взлетным весом, тяжело набирая высоту, уносит тебя в бескрайние синие дали Тихого океана.
  
  Он беспокойно разрывает тишину еще спящего военного гарнизона, затерянного на берегах Татарского пролива, и наполняет ее могучим грохотом мощных турбовинтовых двигателей, ревом, пожалуй, самых больших воздушных винтов в мире, когда-либо применяемых на самолетах.
  
  На каждом двигателе соосно установлены по два четырехлопастных воздушных винта противоположного вращения. Такая винтомоторная группа и создает специфический акустический эффект, на земле и в воздухе, словно рык зверя. Недаром, учитывая, звуковые особенности самолета Ту-142, американцы по кодификации НАТО дали ему меткое название, "Медведь".
  
  Там внизу живут и остаются в ночи, привыкшие к почти постоянному гулу авиационных двигателей, семьи морских авиаторов.
  
  Пара, в боевом порядке из двух самолетов, готова выйти к цели и выполнить боевые задачи, известные только экипажам воздушных кораблей и командованию, которые укладываются для пилотов в обычный рабочий цикл. Пятнадцати часовой радиус полета и маршрут почти в тринадцать тысяч верст.
  
  И, частенько в красках вспоминается незабываемая картина. Нередко выползающий, будто из недр Тихого океана, огромный багряный диск восходящего солнца, закрывающий пол горизонта, где сливается небо с бескрайними морскими просторами. Туда, в зарождающийся рассвет прямо на восток и направляется твой самолет.
  
  Он пересечет Курильскую островную гряду вблизи ее продолжения, Японии и, следуя в нейтральных водах океана, отправится далеко на юг к Австралии. Или, наоборот, на север, к Алеутским островам, на защиту дальних рубежей страны. В точку, где по данным нашей разведки, возможно в толщах океанских вод притаились и крутятся иностранные субмарины. Это и есть твоя цель.
  
  На пути к ней летящую пару обязательно встретят истребители потенциального противника, которые взлетят с ближнего к твоему маршруту острова Японии Хоккайдо и будут сопровождать, пока позволит им их радиус действия.
  
  Дальше самолеты пойдут к месту выполнения боевого задания в парном одиночестве, без сопровождения. В районе предполагаемой цели сбросят гидроакустические буи в определенной тактической задаче. Поиск, затем последующее слежение, если удалось классифицировать контакт и обнаружить лодку.
  
  Определение местоположения подводной лодки это удача и восторженное настроение экипажа, а главное выполнена поставленная боевая задача командования. Не зря потрачено топливо, гидроакустические средства и вся предстоящая подготовка к вылету.
  
  А, если еще и посчастливится в районе поиска работать совместно с группой своих военных кораблей, качнешь им пару раз крыльями на прощанье перед уходом в обычае из чувства братской солидарности, но и в утешение конечно. Потом обратно. Ты ведь знаешь, что через несколько часов будешь дома, а им еще бороздить и бороздить. Что поделаешь? Служба.
  
  Хотя и не всегда все так складывается, в полетах на радиус бывают и неудачи в поиске, а могут возникнуть и различного рода сложности.
  
  Бывает, шалят истребители противника, обычно на пути к цели, подстраиваясь в воздухе под самые винты двигателей, и здесь уж не шевелись и не дергайся, не допускай провокаций, пока не отстанут. Всякое бывает.
  
  Но, в мирное время, гораздо хуже встреча с грозой. Когда от грозовых засветок на экране локатора не остается свободного места. Вверх подняться и перескочить грозовую облачность не возможно и так на пределе высоты, почти по потолку самолеты ходят, вниз не всегда дают реальные условия, обойти не возможности и здесь уж держись. С грозой шутки плохи.
  
  
  Сотни миниатюрных молний сбегают по лобовому стеклу пилотской кабины. Воздушные винты в ореоле огня. На законцовках крыла статические разрядники срывают снопы искр. Консоли крыла болтаются вверх, вниз, словно машущая крыльями ворона. Машину постоянно трясет, будто катишься на телеге по булыжной мостовой, временами ее подбрасывает сильно вверх и тебя вжимает в кресло сопутствующая положительная перегрузка. А, когда самолет срывает вниз нисходящий поток, перегрузка переходит в отрицательную стадию, и ощущения значительно хуже, к горлу подкатывается комок и только соответствующая тренировка и привычка не позволяют твоему содержимому вырваться наружу.
  
  И когда такое падение занимает некоторый промежуток времени, наступает состояние невесомости. Карандаши, стиральные резинки и все мелкие незакрепленные предметы повисают в воздухе. Волосы под шлемофоном сами по себе начинают, шевелится, пытаясь встать дыбом, и есть огромное желание поскорей вырваться из этого ада.
  
  ... - Как же это было давно и все в прошлом, к этому и вернутся, теперь нельзя, но видно и забыть невозможно. А, жаль, - невольно вырвалось у Алексея.
  
  И тут же поймал себя на мысли: - А что именно...? Вернуться уж точно нельзя, - с некоторой грустью, но отчетливо, без иллюзий, констатировало сознание Алексея.
  
  От невольных воспоминаний отвлекла действительность, когда Алексей вплотную подошел к дорожному полотну Петергофского шоссе.
  
  Мокрый, коричневатый снег на дороге не результат оттепели. В городе ранней весной, по утрам, часто подмораживает. И сегодня не исключение. Но, дороги успели посыпать смесью песка с солью, которая помогает немного растопить снег и от того на дороге сыро. Такая мера не всегда в удовольствие автомобилистам. В одном случае она предотвращает аварии, уменьшая скольжение автомобилей, а в другом, сопутствующей при этом коррозией, калечит их. Неизвестно, какой фактор еще предпочтительнее.
  
  - Лучше отойти подальше от края, а то поймаешь чумазый подарочек, - подумал он, и вовремя.
  
  Иначе, проскочивший мимо грузовик, окатил бы его с ног до головы, останься он, хоть на секунду, на прежнем месте.
  
  - Повезло, - отметил он про себя, - пришлось бы домой возвращаться.
  
  Только хотел принять превентивные меры предосторожности и отойти подальше от вновь приближающегося грузового автомобиля, как тот сбавил скорость и стал притормаживать. В кабине за стеклом показалась знакомая улыбающаяся физиономия Коли Кернова.
  
  - Леха, привет! - Прокричал он в распахнутую дверь КамАЗа, превозмогая рокочущий гул дизельного мотора, когда грузовик остановился, - полезай сюда, поднимайся, давай руку.
  
  Алексей ухватил худую, мозолистую, но жилистую руку профессионального столяра и в мгновение оказался в кабине.
  
  - Здорово, мужики, ну, что поехали?
  
  - Поехали, - ответил Николай и махнул рукой вперед.
  
  Машина медленно двинулась дальше в сторону Стрельны.
  
  - А кто грузить будет?
  
  - Сзади, на "копейке", едут, Качин послал. А, я тут, знаешь, новый винт изготовил.
  Пропеллер, что надо. Увидишь, ахнешь. - Оживился излюбленной темой Николай, как только Алексей удобно устроился рядом на сиденье и умастил свою сумку на коленях. - Шума нет, ну, в общем, обычного шума нет и тяга приличная, саблевидный такой, если в плане смотреть.
  
  - Согласен. Эти винты на заре авиации еще создавали, но резон в них и сейчас не малый. Шума действительно гораздо меньше, чем от классических лопастей, это так, - согласился Невров. - Составляющая скорости набегающего потока на конце саблевидной лопасти несколько ниже, чем на классике, из-за наклона и появившейся при этом стреловидности. Что касается тяги, это вопрос подобранного профиля лопасти в сечении и шага винта. Будут показатели близкие к расчетным и тяга будет. Давай, попробуем его в деле, тащи винт, прогоняем на аэродроме и облетаем на "диване".* Кстати скоро у меня юбилей. Месяц, без малого. Чуешь, к чему говорю?
  
  - Чую. Будет тебе винт, в лучшем виде, - ухмыльнулся Николай.
  
  Справа от дороги показались развалины Константиновского дворца*.
  
  Потом невысокая дамба, соединяющая небольшое озеро с коротенькой речкой, впадающей в Стрельненскую бухточку. Сразу за ней, через несколько десятков метров, поворот вправо, потом еще несколько отворотов со спуском вдоль речки и, наконец, шлагбаум Стрельненского яхт-клуба.
  
  Там за ним у эллинга и стоял принайтованный между стапелями яхт заснеженный после недавней непогоды "аэроплан" Алексея, дельталет FO - 2 *или, так называемый "диван", на языке пилотов подобных машин.
  
  - Все, приехали. Ждите. Ключи от ворот на вахте, - и осторожно, держась за ручку кабины, Алексей сполз вниз.
  
  Толкнув боковую калитку, он вошел на территорию яхт-клуба, а затем в дежурку.
  
  - Добрый день!
  
  - Добрый! Что полетать решили? - Ответил ему на приветствие и тут же задал вопрос вахтенный, когда он вошел в дежурную комнату. - Погода вроде летная?
  
  - Да, летная, конечно будем, но не здесь. Километров двести, может триста отсюда, сам еще ни разу там не бывал. Ключи от ворот разрешите взять?
  
  - Пожалуйста! Только не забудьте назад вернуть.
  
  - Договорились, спасибо.
  
  Замок заедал и никак не хотел подчиняться Алексею, пока не вмешался Кернов. Он по-хозяйски оглядел его со всех сторон. Крутанул разок, другой, щелчок и дужка отскочила.
  
  - Порядок, - произнес Николай, распахнул ворота и махнул водителю, - вперед, трогай, к дельталету.
  
  Когда Невров вышел от дежурного, возвратив ключи, КамАЗ с раскрытыми бортами уже стоял в окружении яхт. Помощники, присланные Качиным, подъехав следом, сходу включились в работу, быстро смели снег с крыльев, убрали расчалочные крепления. Кернов, по-хозяйски командовал ими.
  
  - Сергей, Виктор, ну, Саню, водителя нашего ты знаешь. - Представил подошедшему Алексею, Николай, указывая на ребят, которые подкатили на "копейке".
  
  Закончив подготовительные работы, Кернов забрался на спинку сидений дельталета и освободил болтовые узлы крепления крыла к пилону мототележки.
  
  - У меня все готово, можно снимать крыло, Алексей давай на нос, а вы, - обратился он к прибывшим ребятам, - по сторонам телеги* придерживайте трапецию*, - деловито распоряжался Николай, - аккуратно опускаем крыло, ставим нос и трапецию на землю. Поехали!
  
  После некоторых манипуляций, проведенных в течение нескольких последующих минут, белое стреловидное крыло с тупым углом в носу, похожее на равнобедренный треугольник в плане, с красными полосами вдоль боковых лонжеронов от носового узла, распласталось на земле, готовое к разборке.
  
  - Ну, вы тут, собирайте крыло, пакуйте, а я телегой займусь, Мне, как не совсем трудоспособному, легкая работа требуется, без излишних наклонов, - взглянув на Николая, с шутливой улыбкой предложил Алексей.
  
  - Ладно, сачок! - Усмехнувшись, в тон ему, отозвался Николай, - давай, занимайся. ... Ну, что, начали? Ты, Сергей и ты, Саня на левую и соответственно правую консоли. Ты, Виктор, на нос и все делаем по команде, - услышал за спиной деловитые распоряжения Николая, Невров. - Если что-то не получается, не тянуть, иначе можно порвать обшивку. Сразу сообщить, если проблема. Я подправлю. Делаем все в темпе.
  
  Алексей улыбнувшись, хмыкнул:
  
  - Надо же, научился, не прошло и ...
  
  Работа у них пошла, а Алексей занялся трехколесной мототележкой, так называют эту часть дельталета пилоты между собой. По-другому, моторный модуль.
  
  Алексей не торопясь отряхнул чехол от снега и заново обвернул им двигатель. Затем плотно обмотал скотчем, чтобы во время движения не было излишнего трепыхания чехла набегающим потоком воздуха. Приступил к упаковке тем же способом приборной доски и последующих элементов.
  
  Берег, вдоль речки, до самого залива и вся прилегающая территория небольшой бухточки забита разнокалиберными, многоцветными яхтами, припорошенными недавним снежным нарядом. Алексею нравилось здесь находиться.
  
  Многообразие яхт, плавные, тщательно выверенные линии обводов их корпусов, мачты, устремившиеся в небеса, элегантные надстройки, яркая окраска, все это подчеркивало красоту силуэтов и стремительность их облика в целом.
  
  Глаза разбегаются. Здесь, они, будто одинокие, разнообразных размеров, форм и расцветок рыбешки. Выброшенные на заснеженный берег, они кучно рассыпались по берегу уютной бухточки и замерли, словно в зимней спячке, ожидая, когда по весне их спустят в море. Когда ветер вновь наполнит их грациозные белые паруса, и когда они оживут и вернутся в свои привычные морские просторы.
  
  Смотрелись они, одна привлекательней другой. Некоторые так просто завораживали своей необычайно соблазнительной красотой, какой-то скрытой внутренней заманчивостью, тайной принадлежности к морю. Здесь все окрест, обозреваемое пространство бухты, будто пропитано и дышит необыкновенной морской романтикой. Как-никак жизнь, длительное время, связывала Алексея с морем. Он служил в морской авиации и здесь в ощущении принадлежности ко всему этому, будто чувствовал частичку некоего родства.
  
  Однажды его пригласили покататься на яхте. И, он в компании яхтсменов проделал путь на ее борту от ЦПКиО, что на острове Елагин до Стрельны и обратно. Приятное и надолго запомнившееся путешествие. Общий вид и интерьер яхты пришелся ему по душе. На небольшой площади и при общей простоте все было рационально продумано, каждый участок функционален. Даже запах особый, а маленькая каюта, показалась довольно уютной, и в ней все было к месту. Он в течение часа управлял небольшой яхтой, построенной руками ее команды. Самостоятельно, но под контролем, конечно, и у него все получилось. От этого не слишком продолжительного путешествия остались приятные воспоминания, а управление яхтой доставило Алексею немалое удовольствие.
  
  Команда яхты, их рассказы, впечатления от прогулки, только укрепили его в мысли, что энтузиастов разных направлений в стране еще предостаточно и их дух не ослабнет. И, они будут заниматься любимым делом, не смотря ни на что.
  
  От недавних событий и воспоминаний, неожиданно нахлынувших здесь среди роскошных яхт, Алексея отвлек громкий зычный возглас охранника:
  
  - Эй, пилоты, - крикнул он, выйдя из дежурки, - долго еще грузиться, будите? По телефону вас кличут?
  
  - Еще минут двадцать, двадцать пять. - Прокричал в ответ ему Николай, взглянув на часы. - Все упаковали. Погрузить осталось и закрепить.
  
  Алексей сразу, вспомнил о деле. Подготовку мототележки он уже закончил и, не мешкая больше, покатил ее к заднему борту КАМАЗа. Демонтированное к тому времени крыло, уместили в четырехметровый чехол, и оно, готовое к погрузке, лежало у борта грузовика.
  
  - На такую высоту? Эту тяжесть? - Высказал сомнение Кернов, осматривая мототележку, словно впервые увидел. - Двигатель сзади, вся нагрузка здесь. Грузить его надо с кормы. "Диван", не легкий. Не меньше пары человек на каждое заднее колесо потребуется, навряд ли без подстраховки поднимем.
  
  - Может еще кого? - спросил Алексей.
  
  - Пожалуй. Там у второго эллинга, вроде ребята копались, у белой яхты, Серега сбегай, если не трудно, разыщи пару человек, а мы пока дух переведем, - распорядился Николай, - перекурим.
  
  Кто курил, разом задымили. Остальные, устроившись за яхтой и пользуясь, случаем использовать передышку, подставили свои лица весеннему теплому солнцу, словно вдоль стены Петропавловки. В Питере, в это время, лучший загар.
  
  Вскоре посыльный вернулся с помощниками.
  
  - Ну, что взяли! - подал команду Кернов, когда все дружно, включая подошедших, облепили аппарат, развернутый основным шасси и двигателем к борту грузовика. - А, ты, Алексей, поддерживай лучше переднее колесо, здесь легче. Приготовились, дружно, раз-два!
  
  В мгновение, задние колеса оказались на полу кузова КамАЗа, а вся оставшаяся нагрузка разом переключилась на переднее колесо и соответственно на Алексея. Он напрягся, пытаясь удержать всю эту, внезапно свалившуюся массу. Но, когда к нему подскочили и удержали переднею вилку с колесом, боль в спине уже сделала свое дело, а выразительная маска на лице Алексея впечатляюще изобразила его состояние.
  
  - Все Леша, на сегодня отработался, - взглянув на него, сказал Николай, - полезай-ка в кабину, полегоньку. Без тебя дальше управимся.
  
  Водитель распахнул со стороны пассажирских сидений дверь.
  
  - Давай руку, помогу.
  
  Алексей ухватился за поданную руку и медленно забрался в кабину. Первая острая боль в спине прошла, но ощущение неприятной и еще пока осязаемой тяжести осталось.
  
  - Сымай свою обувку и укладывайся на спальник, - предложил водитель грузовика, - отдыхай пока. Кстати у нас в парке док эти дела правит.
  
  - Я в курсе, спасибо.
   Он разулся и влез на спальник, с удовольствием вытянув ноги. Боль постепенно улеглась и незаметно для себя, прикрыв веки, Алексей задремал.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"