Сотникова Ольга Сергеевна : другие произведения.

Баринов, я за Сказку

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Хочу вступиться за сказку. Уж очень меня господин Баринов достал своим махрово-узколобым взглядом на фантазию. На тот мир, который один лишь остается не заимствованием, не плагиатом, а оригинальным нашим, людским, вкладом в собственную культуру и природу.

  Хочу вступиться за сказку. Уж очень меня господин Баринов достал своим махрово-узколобым взглядом на фантазию. На тот мир, который один лишь остается не заимствованием, не плагиатом, а оригинальным нашим, людским, вкладом в собственную культуру и природу.
  http://zhurnal.lib.ru/b/barinow_a_e/7654678906.shtml
  Когда-то меня возмутил постулат Льва Гумилева, что вся человеческая культура - это не более чем заимствование из природы. Такой себе огромный культурный общечеловеческий плагиат.
  -Как! - Кричала я в лицо книге, что аж тряслась в моих руках, - Что твой автор себе позволяет? Кем он себя считает?! Это бессовестное передергивание! Разве природа создала, что-нибудь подобное, например, балету?
  Потом вспомнила ухаживание голубя за голубкой, брачный танец журавлей-стерхов, падение листа...
  -Ну, хорошо, балет не самый удачный пример. А литература? Потом припомнила, что пишем мы только о том, что есть на самом деле, то есть в природе, в человеке. И очень редко о том, чего в природе нет.
  Ну, ладно. А музыка? И умолкла, когда в майское окно влетела соловьиная трель, ветер сыграл на флейте печной трубы, а осень запела дождем.
  О живописи вообще говорить излишне.
  А театр, кино? Неужели, они тоже плагиат? Как и где у природы подмостки, кто сценарист, драматург, режиссер, оператор, помреж? И осеклась.
  Вы уже поняли и сами, да?
  Как любят актеры играть в спектаклях и фильмах о себе, о своей профессии!
  А как мы, люди, любим размышлять и копаться в своих собственных человеческих особенностях, физиологических и психических. А ведь мы все же созданы не самими собой, а продукт, так сказать, природный! Или Божественный.
  Нет более интересных тем, чем сам человек, его жизнь, его взгляды, его конструирование своего мира. В данном случае я говорю и о внутреннем мире человека, и о социуме.
  Социум - это сугубо людской мир, в нем нет места природе. Он, социум, особенно в развитом Западе принял уродливо-парадоксальные формы.
  Раньше, когда человек еще зависел от ландшафта, он больше походил на человека. Сейчас он больше принадлежит машине по производству денег. Иногда это деньги для себя (маленькие), но чаще это деньги для чужого дяди (большие). И ведет себя, как послушный автомат - что ему в рекламе сказали производить, покупать, есть, смотреть, то он и будет делать. Сказано было - не есть фруктов, на которых не стоит печать: "Проверено санитарными службами" - и он послушно не ест.
  В Швеции никто упавшее яблоко, не поднимет, корень хрена из земли не выкопает - санкции нет.
  Поехала моя приятельница к дочке в Стокгольм, а там у нее сустав заболел, который здесь она только тертым хреном лечила. Пошла старушка в супермаркет и увидела ужасную картину: на полочке лежал корешок размером с мизинец младенца, упакованный в плотную пленку, на которой стояла цена совершенно для нас, украинцев, несусветная - двадцать пять евро! Одной рукой держась за сердце, другой, раздвигая воздух, как слепая вышла бедолага на улицу. И, придя в себя на свежем воздухе, к немалой своей радости увидала возле супермаркета знакомые длинные листья. Это был хрен - роскошный, красивый, по пояс! Не долго думая, моя подружка пошла домой, нашла на кухне что-то похожее на лопатку и выкопала заветный корешок. А ведь никто, кроме нее, приезжей хохлушки, до этого отважного поступка не додумался, несмотря на весь свой прагматизм, которым так любит кичиться Запад.
  Нд-а, я отступила от темы? Вряд ли. Считаю, что это была полезная байка. Она хорошо продемонстрировала наше стремление уйти, как можно дальше от той жизни, которой продолжает, отдельно от нас, жить планета. Но так ничего хорошего не достигли.
  
  При чем здесь театр и кино? Эти два жанра искусства заняты моделированием ситуаций. Здесь очень важны именно детали - мы ведь готовы смотреть пьесу "Гамлет" бесконечное количество раз. Главное, чтобы спектакли были разные. Спектакль - это те самые детали, которые и делают интересным просмотр: режиссерская концепция, актерская игра, костюмы, декорации и т.п.
  Каждый из нас создает собственную метамодель мира. Что это значит?
  Да все очень просто. Никто не может охватить всю полноту мира.
  Чтобы немного оживить этот сухой трюизм приведу небольшой образчик.
  Какими бы колоссальными способностями ни обладал бы некий индивидуум, он никогда не сможет овладеть всеми профессиями. А значит, он никогда не сможет ощутить, что чувствует шахтер в лаве, пилот в небе, микробиолог, актер, связист, физик, учитель игры на арфе, токарь, и прочее, если сам по профессии ювелир.
  И это малая часть того, что не может охватить человек, но ему надо как-то жить в этом мире, вступать в контакт, ориентироваться. Поэтому он создает некую модель, похожую на весь мир, но лишь отдаленно. Это и называется личной метамоделью.
  Именно этим, собственно, и занимается искусство театра и кино. Они, как и отдельный индивидуум, создают некую метамодель, сопровождая это целым рядом условностей. Это ли не заимствование того, чем от природы наделен человек, как часть природы, что является его неотъемлемым свойством. Пойду дальше и предположу, что не только человек, но и любое другое существо делает то же самое.
  
  Считаю, что есть всего два вида искусства, которые менее всего можно упрекнуть в плагиате - это, конечно, поэзия и сказка. Можете называть сказкой фэнтези.
  
  Господин Баринов называет фэнтези мусором литературы, а о сказке, я так понимаю, о сказке, как народном виде устного творчества, отзывается с высокомерным пренебрежением.
  Правда, непонятно, чем литературная сказка так прогневила критика, что о ней даже не упоминается. При этом, я все же разделяю жанр литературной сказки, например, Пушкина, Лескова, и жанр фэнтези.
  
  Нет, господин Баринов, Гоголя, его "Страшную месть", или "Нос", или "Портрет", или "Вий" я не позволю выбросить в мусорный бак. Тут я Вам могу "запятую поставить".
  
  Написать сказку очень и очень трудно. Недаром самые хорошие сказки - народные. Можно использовать общепринятое определение сказок, как сконцентрированные в слове и образах архетипы определенного этноса.
  Но не хочу употреблять заумные слова и определения в беллетристической статье.
  Лучше так - сказка послание целого народа к отдельной личности.
  И это послание, как клеймо на лбу, полученное в детстве, остается с человеком навсегда. Это клеймо, эта голограмма, делает его принадлежащим определенному кругу людей. И одновременно - чужим для всех остальных.
  На какой сказке ты воспитан, - на "Репке", на "Гензель и Гретхен", на "Аисте Ван Ло", - к такому народу ты и будешь принадлежать всегда. И это не изменить ничем.
  Баба Яга и Иван-дурак, Василиса Премудрая и Иван-царевич всегда будут определять твое рациональное и иррациональное, они всегда будут незримо стоять за каждым твоим решением, за каждым поступком.
  Одному из своих респондентов как-то писала: "Я тут зависла над великолепной монографией Клариссы Пинколы Эстес "Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказках". Если у тебя будет возможность и время - почитай, не пожалеешь, это прекрасная возможность научиться писать сказки. Если, конечно, талант к этому есть. У меня пока ничего не получается, несмотря на то, что монографию уже одолела. Сказки - самый сложный жанр литературы. По-моему, только немцы, датчане и шведы его более или мене освоили: Андерсен, Гофмана, Линдгрен".
  
  Очень мне повезло, что господин Баринов как раз подгадал со своими рассуждениями о рае. http://zhurnal.lib.ru/b/barinow_a_e/0000111223344.shtml Я ведь тоже о нем, о рае, написала свою прощальную статью. Эту статью, которую сейчас читаете Вы, мой дорогой последний читатель.
  
  Сказка.
  Как вкусно это слово, как привлекательно.
  Каждый, кто слышит его, бросает все и слушает. Именно, именно - слушает. Не читает, а слушает. И учится слышать.
  Сказка - это волшебство не для чтения, а для общения. Ни один серьезный трактат не заменит слов учителя, передающего знание от сердца к сердцу. Сказка - высшее достижение человеческого умения обогащать духовно не только слушателя, но и рассказчика. Она обладает даром обратной связи.
  Слушатель, затаив дыхание, всегда ждет от рассказчика чего-то нового в известном сюжете об Иванушке-дурачке или Колобке. И это новое - те самые детали, которые на первый взгляд кажутся неважными, но на самом деле только они-то и важны!
  
  Взрослые, по-настоящему взрослые - те, кто ушел от инфантилизма, преодолел высокомерие юности и желчный цинизм среднего возраста - понимают, что значимы лишь детали. Они позволяют по-детски непосредственно читать в сердцах.
  
  Сказку можно рассказать по-разному.
  
  Можно рассказать так, как рассказывали евреи и записали в Ветхом завете.
  Бог создал Адама и Еву, поселил их в райском саду, и они там бесились от безделья. Чтобы они окончательно физически и умственно не деградировали, вмешалась некая сторонняя сила. Эта сила, змий, создала ситуацию, и окружающий мир для Адама и Евы изменился: кончился праздник, наступили трудовые будни.
  Предположу, что очень и очень многие видели в кукольном театре эту пьесу. "Божественная комедия". Мне больше нравится обращаться к театру, ибо театр - это тоже рассказчик. Мы ведь говорим о сказке, а этот жанр предполагает сказителя.
  
  Можно сказку рассказать по-русски. У моего народа есть точно такой сказочный сюжет. Один в один. Вот только тайны в нем больше.
  
  Я уверена, что вы уже догадались, что я имею в виду "Курочку рябу".
  
  Русские Адам и Ева - старик и старуха - получили от Курочки рябы (Бога) золотое яичко (рай).
  Суть золотого яйца (на санскрите Золотое Яйцо - Хиранья гарбхайя - это некое божество-идея, - одна из ипостасей Солнца, его света и тепла), как и суть библейского рая непостижима ни темному разуму Адама, ни наивному простодушию стариков русской сказки.
  Непостижимы эти сакральные литературно-сказочно духовные артефакты и по сей день.
  Ни один философ, ни один писатель, ни один религиозный мыслитель не смог осмыслить и постичь суть Рая. За это предприятие в свое время взялись великие насмешники: Вольтер, Таксиль, Марк Твен. Но кроме нелепой иронии и дурацких издевательств никаких конструктивных идей не внесли.
  Господин Баринов, должна огорчить - Вы не исключение.
  
  А между тем, у деда с бабой, курочкой рябой и золотым яйцом происходят более трагические и значимые события, чем в библейском сюжете.
  В русской сказке также появляется третья сила - мышка.
  
  Я, маленькой, всегда спрашивала у взрослых, почему дед с бабой не смогли разбить золотое яичко, а мышке это удалось. Ответа не получила. Я так и вошла в период половой зрелости с самым большим детским недоумением о силе мышиного хвоста. Потом, естественно, мне было не до детских сказочных тайн. Иван-царевич вытеснил симпатию к Иванушке-дурачку, а желание стать Еленой-Прекрасной было предпочтительнее судьбы Василисы-Премудрой.
  Лишь собственные дети и внуки, да еще расширившийся кругозор заставили вновь вернуться к простенькой сказке о курочке рябе.
  Оказалось, что если добавить всего несколько слов, то вся история приобретет неожиданный смысл.
  
  В библейском варианте зловредный змий, враг рода человеческого, предлагает коварный дар - яблоко. После его вкушения люди осознают себя и окружающий мир. Само это осознание делает невозможным ощущать этот мир раем. Зато в средУ, доселе бесконфликтную, пришла интрига, и в мире, наконец, стало интересно жить.
  
  В русской сказке при практически зеркальном отражении библейского сюжета именно детали полностью меняют его наполненность.
  
  Дет и баба соприкасаются я золотым яйцом. Что это за предмет? Современному человеку представляется яйцо Фаберже, содержащее волшебную тайну творца. Там, внутри, за оболочкой из драгоценного металла и бриллиантов скрывается нечто совершенно чудное! Может быть, это зеленая карета из эмали и скани, или птичка, пробующая голосок, или дерево, осыпанное благоухающими жемчужными цветами?
  Ты лишь прикоснись к нужному выступу или невидимой пружинке. Или слегка ударь его, как и положено бить яйца. И оно откроется. Отойдет, щелкнув, защелка, зазвенят крошечные колокольчики нежной мелодией, яйцо распадется на шесть лепестков, и в центре его будет играть на пастушеской свирели Пан. Над ним, боясь упустить хоть ноту, будет кружить Пегас!
  
  Но не знают секрета дед и баба. Не в их силах найти рычажок, открывающий тайну Золотого Яйца. Это, безусловно, говорит о сверхъестественном его происхождении. И еще, пожалуй, о том, что люди не умеют быть терпеливы и бережны с этим сверхъестественным. Им не дано познать радости власти над Волшебным.
   Но в сказке есть третья сила, которой эта власть дана. Мышка легко справляется с той задачей, которая оказалась не под силу грубым заурядным людям. Она выполняет страстное желание стариков и разбивает золотое яичко грациозным взмахом изящного хвостика.
  Всё, казалось бы, - цель достигнута!
  Радуйтесь, дед с бабой, торжествуйте - тайна раскрыта!
  Но не тут-то было. Оказывается, тайна в том, что целое золотое яйцо - сакральный предмет, а разбитое - просто мусор.
  Какая невероятная глубина - непостижимость, закрытость, неназванность - вот цель, и она должна только маячить на горизонте. Горизонт никогда не может быть достигнут.
  Какое горе - упустить тайну, позволить своему глупому любопытству разрушить хрупкое равновесие! Рай - недостижимое и прекрасное место, мечта, фантазия, призрак, Фата Моргана, град Китеж, Асгард, нирвана.
  Горе стариков безмерно - только сейчас, после невосполнимой потери, они осознали насколько были близки к совершенному миру. Они оплакивают утраченную мечту и тайну.
  Курочка ряба (Бог?!) глядит с состраданием на горюющих и в утешение предлагает им заурядный, но такой понятный и близкий предмет - простое, не золотое, яйцо.
  А и вправду, что с тем золотым делать-то здесь, на земле? Толку от него? То ли дело - обычное яйцо: и вари его, и жарь, и фаршируй. А можно и сырым употребить. Оно, простое яйцо, вам, простофили, понятное, доступное. Прагматичная польза налицо. А что вам, убогие, еще нужно?
  
  Но утраченный рай, тайну - не забыть.
  И мы в упоении читаем детям зашифрованную мудрость сказителей земли русской, злясь и злобясь на их недалекость. Во - тупое старичье, бездельники и лоботрясы, сами яйцо разбить не смогли, мышь слабосильную наняли тяжеленную работу выполнять. Замучались сами яичко бить. Не угодишь на них: не бьется яйцо - плачут и над разбитым рыдают. Не поймешь этих русских - все им не так, все - плохо. Вот уж варвары. Не то, что у нас в цивилизованной... (подставить нужное - страну или союз, по желанию)! Все по полочкам разложено, никаких недоговоренностей, никаких тайн, даже в сказках все занимаются только своим делом. Все на своих местах. Злодеи творят злодеяния, добрые - добро, колдуны колдуют, короли правят. Зло всегда слабое и проигрывает, добро всегда побеждает. Грета и Гензель - непослушные дети и должны быть наказаны. Это ничего, что людоедским способом, это даже хорошо - впредь неповадно будет нарушать дисциплину.
  Но все же читаем своим детям "Курочку рябу", ожидая, что вдруг им под силу будет сотворить недоступное нам.
  Западная и восточная сказка отличается от русской, как и живопись. Там - лица святых - это все же плоть, а наша икона - дух. Потому и плоскостное изображение, и перспектива обратная - все неземное, нереальное. Сказочное.
  
  Господин Баринов, Вы, конечно, правы. Но правы, как человек, который признаёт, что у монеты есть аверс. Как прав и тот, кто утверждает, что у монеты есть реверс. Но какая-то у каждого из этих людей однобокая правота. Я думаю, что на самом деле белее всех прав тот, кто не забывает о том, что у монеты есть и аверс, и реверс, и даже ребро.
  
  Пусть цветут все цветы!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"